День Парижской Коммуны - Пермская художественная галерея

Перейти к контенту

Главное меню:

Праздники
Кравченко А.И. Гравюра. Парижская Коммуна. Пожар доков
Малаков Г.В. Гравюра. Париж. Знамя Коммуны. Из серии "В.И. Ленин за границей"
Вильде Р.Ф. Кружка. Коммуна
Симаков И.В. Рисунок. Песнь коммунаров. Иллюстрация к "Красной лире"
Симаков И.В. Рисунок. Обложка к книге Э.Пименова "История интернационала"
День Парижской Коммуны

18 марта 1871 года в Париже  произошло восстание парижского пролетариата, свергнувшее  власть буржуазии.  Возникла Парижская Коммуна – первое в истории правительство рабочего класса, просуществовавшее  72 дня.

В советской  историографии  Парижская Коммуна – первая в истории форма диктатуры пролетариата.   Утверждалось, что анализ опыта Парижской Коммуны сыграл большую роль  в развитии теории научного коммунизма, в подготовке и проведении Октябрьской социалистической революции.

Решение отмечать  18 марта как первую  успешную попытку рабочих захватить  политическую власть было принято 20 февраля 1872 года  Генеральным Советом 1-го Интернационала.

20 мая 1880 года по призыву французских социалистических  газет в Париже состоялось  первое шествие к Стене коммунаров на кладбище Пер-Лашез, на котором  у каменной стены были расстреляны  последние  защитники  Парижской Коммуны. С тех пор ежегодно у Стены коммунаров устраиваются митинги парижских трудящихся.

В период своего пребывания в Париже в традиционном митинге  на Пер-Лашез регулярно  участвовал  идеолог и вождь Октябрьской революции  В.И. Ленин.  Этот  факт  лежит в основе  линогравюры  известного  советского  украинского  графика  Г.В.Малакова  «Париж. Знамя Коммуны».  Данный графический лист входит в  серию гравюр  художника  «В.И.Ленин за границей», исполненный к 50-летнему юбилею революции   (1967).  Г.В. Малаков изобразил В.И. Ленина на фоне  боевого знамени  77 батальона 9 легиона,  одного  из  тех, кто мужественно защищал  завоевания  Парижской Коммуны.

Когда  правительственные войска вступили  в Париж и перешли в наступление, коммунары мужественно сражались на баррикадах, защищали каждую улицу, каждый дом.  От обстрелов со всех сторон  воспламенились  огромные хранилища бензина, нефти и других горючих материалов. Пожары заставили  защитников оставить баррикады.

О героической защите  последних позиций  Коммунаров повествует  гравюра  большого мастера  ксилографии  московского  художника  А.И. Кравченко «Парижская Коммуна.  Пожар доков» (1924).

В России  день Парижской Коммуны до 1917 года отмечался на нелегальных собраниях рабочих и революционных организаций. Широко  он начал отмечаться после того, как ЦК Международной организации помощи борцам революции   в марте 1923 года объявил День Парижской Коммуны      своим праздником. В советском Союзе  этот день  до 1990 года оставался важной памятной датой, отмеченной на календарях.

В лексику советского  искусства и  рядового человека  входят  такие  слова, как  коммуна и коммунар,  интернационал и интернационалист.

Известный  мастер  агитационного фарфора. Р.Ф. Вильде назвал  фарфоровую  кружку   «Коммунар», изобразив на ней звезду  с  исходящими  от нее в разные стороны цветными  лучами.

Наш земляк,  уроженец  Кунгура  художник  И.В.Симаков  (1877-1925), иллюстрируя книгу  о  советской действительности  «Красная Новь», называет свои листы «Песнь коммунаров»,  «История Интернационала».  Песнь коммунара – это метафора и словесная,  и  пластическая: изображенные простые люди-труженики движутся  с  высоко поднятыми знаменами  к  горизонту, над которым поднимается яркое  солнце в ореоле слепящих лучей. Мечта о светлом будущем, движение к нему – основной смысл  этого  образа.

Стихи  «Интернационала»   были  написаны  в дни разгрома  Парижской  Коммуны одним из ее участников  Э. Потье.  В России текст Интернационала более всего известен в переводе А.Я. Коца.  Стихи   быстро распространились  по всему миру и превратились  в  гимн  международного  пролетариата.  Позднее  П. Дегейтер  написал  на эти  стихи  музыку.

В советской России «Интернационал»   стал первым  Государственным гимном:  в  РСФСР  в  1919-1944 годы, в  СССР  с  1922   по 1944 год. Позднее  он  становится  гимном  Коммунистической партии Советского Союза.  В те времена его пели все: и взрослые на  торжественных собраниях, и дети в школах.

Популярной в СССР была и литература Парижской и о Парижской Коммуне.  К  процессу популяризации подобной литературы оказалось причастным и Пермское книжное издательство, ставшее  в 1970-1980-е годы  известным на всю страну. Необыкновенное разнообразие тем, видов  и жанров издаваемой литературы породило  термин -  пермская книга. В 1971 году  Пермское издательство выпустило сборник  «Поэты Парижской Коммуны». Художником издания выступил известный пермский художник, большой мастер книги С.Р.Ковалев. Суперобложка к книге, как важный элемент ее дизайна,  хранится  сегодня в Пермской художественной галерее.
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню