100-лет П.А.Оборина - Пермская художественная галерея

Перейти к контенту

Главное меню:

Знаменательные даты
Оборин П.А. Портрет врача П.И.Чистякова. 1947
Оборин П.А. Первый успех. 1954
Оборин П.А. Автопортрет. Начало 1950-х гг.
Оборин П.А. Автопортрет.  1983
Оборин П.А. Осенний этюд. Художественный техникум. 1939
К 100-летию П.А.Оборина

15 сентября 2017 года исполняется 100 лет со дня рождения пермского художника П.А.Оборина (1917-2005). Зрители старшего поколения помнят его картину «Первый успех», которая много лет находилась в экспозиции Пермской художественной галереи.
Петр Артемьевич принадлежал первому поколению советских художников-профессионалов, был одним из ярких и деятельных его представителей. Художники этого поколения стояли у истоков организации Пермского отделения Союза художников РСФСР и определяли художественную жизнь Перми и Пермского края в 1940-1950-е годы. Выходец из простой семьи ( дед – крестьянин, отец – рабочий Лысьвенского завода ), Петр Артемьевич и его старший брат стали в своей семье первыми представителями интеллигенции.
Желание рисовать привело его в 1932 году на театрально-декоративное отделение Пермского художественного техникума, который он закончил в 1937 году. Получил распределение в клуб завода №19 (ныне - завод авиадвигателей), где работал художником-оформителем. Принял участие в двух выставках творчества пермских художников – 1939 и 1940 годов. Событием личной жизни стала женитьбы, его женой стала сокурсница по художественному техникуму, тонкий живописец Г.Ф.Ханжина-Оборина. Не оставляла мысль о дальнейшей учебе, но грянула война.
Все годы войны молодой художник активно участвовал в работе агитмастерской при Молотовском отделении Союза художников. Занимался изготовлением трафаретов для тиражирования плакатов и агитокон. Позднее, набравшись опыта, сам создавал плакаты. Нередко был автором не только изображения, но и текста к нему. Кроме этого, он участвовал в оформлении города к различным праздникам, систематически ездил на предприятия и колхозы Пермского края, писал портреты передовиков, оформлял красные уголки, выпускал стенгазеты и сатирические листки. На Лысьвенском металлургическом заводе им было выполнено немало рисунков и набросков с изображением сборочного цеха, конвейера с касками, работающих женщин, стариков и детей. Многочисленные натурные рисунки были использованы позднее для написания живописных полотен «Лысьва. Военные солдатские каски», «Листопрокатчики», «Синий платочек» и др.
Работы художника представлялись на крупнейших уральских выставках военного периода - «Урал в изобразительном искусстве» (1943) и выставке к Конференции АН СССР по изучению производительных сил Молотовской области (1945).
1950-е годы стали для П.А.Оборина периодом расцвета, временем максимальной творческой активности. С друзьями-художниками он много ездил по краю, делал многочисленные зарисовки, этюды, искал свои темы и свой художественной язык. Работа на пленэре, письмо с натуры стали для него огромной школой самообразования. Будучи человеком цельным, обращался ко всем жанрам и разнообразной тематике: и исторической, и современной. Писал маслом, освоил акварель, оформлял книги для Пермского книжного издательства.
В 1953-1957-е годы Петр Артемьевич был избран председателем правления Молотовской организации Союза художников РСФСР, участвовал в работе первых учредительных съездов художников РСФСР (1957) и художников СССР (1960). Заслуженный художник РСФСР А.Н.Тумбасов в своих воспоминаниях о том времен подчеркивал, что они, тогда еще молодые художники, «…стремились в творчестве равняться на старших – П.Оборина, А.Трапезникова, И.Россика…».
Визитной карточкой П.А.Оборина стала картина «Первый успех» (1954). Она побывала на республиканской выставке в Москве (1954), где автор был награжден дипломом первой степени Министерства культуры РСФСР, на Всесоюзной выставке (1955); представляла советское искусство в странах Восточной Европы; воспроизводилась на обложке журнала «Огонек», большими тиражами выпускалась отдельной открыткой.
Петр Артемьевич, следуя примеру своего учителя по Пермскому художественному техникуму, И.И.Россика, пишет портреты известных деятелей региональной науки и культуры – инженера-изобретателя Н.Г.Славянова, врача П.И.Чистякова, поэтов В.В.Каменского и А.М.Домнина, писателя А.Спешилова, режиссера Д.М.Манского, певицы Н.Т.Измайловой и др. Тот же И.И.Россик «заразил» Оборина акварелью: именно эти художники в 1940-1950-е годы стояли у истоков пермской акварели.
На всех этапах творческой деятельности художник обращался к революционной тематике. В 1950-е годы им была создана серия портретов старых большевиков, участников революции 1905 года И.И.Башкова, С.С.Завьялова, А.Юрша, Д.Хроматко; для краеведческого музея пишет большую картину «Декабрьской вооруженное восстание в Мотовилихе в 1905 году». Появление картины «Забастовка в Лысьве. 1861 год» автор объяснил так: «Захотелось покопаться в документах, разобраться в событиях, ведь в них участвовал мой дед». Картину «Ленин в Горках» (1967) он написал к юбилейной выставке, посвященной 50-летию Октябрьской революции. Петр Артемьевич позднее рассказывал, что на выставкоме известный журналист и общественный деятель Б.Н.Назаровский подошел к нему и поблагодарил за «такого» В.И. Ленина: вождя революции в последние годы жизни художник показал одиноко сидящим, в состоянии угнетающих его размышлений.
П.А.Оборин сказал свое слово в пейзажной живописи, расширив иконографию прикамского и шире - уральского пейзажа. Любил изображать природу естественную, девственную, акцентируя ее красочное разнообразие, упорную жизненную силу, меняющиеся состояния природы в разное время года и суток. Петр Артемьевич оказался неутомимым певцом красоты уральской черемухи, изображал ее и на картинах («Черемушка»), и в натюрмортах. Произведения П.А.Оборина представлены в коллекциях Пермской художественной галереи, Пермского краевого музея и многих музеях Пермского края.

Т.Д.Шматенок, искусствовед.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню