100-лет ВЛКСМ - Пермская художественная галерея

Перейти к контенту

Главное меню:

Знаменательные даты
А.П.Зырянов (1928). Комсомол. 1966
Г.Клуцис (1895-1938). Да здравствует многомиллионный ленинский комсомол. 1932
А.М. Демин (1925-1987). Илл. К повести Н.А.Островского «Как закалялась сталь». 1957
В. Алимова. Каждый комсомолец должен овладеть военной специальностью. 1941
И. Холодов. И на фронте, и в тылу комсомольцы на посту. 1941
В.Б. Корецкий (1909-1998). Молодежь, на целину!
Е.Н. Широков (1931-2017). Портрет ветерана комсомола М.С.Альперовича. 1978
К 100-летию Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи

Графика, плакат, иллюстрации 1920-1980 –х годов
из коллекции Пермской государственной художественной галереи

29 октября 2018 года исполняется 100 лет Комсомолу. Молодежная организация Коммунистической партии первоначально называлась Российский коммунистический союз молодежи. Создание РКСМ было провозглашено на первом Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи, проходившем в Москве с 29 октября по 4 ноября 1918 года. В связи с организацией СССР (1922), комсомол в марте 1926 года был переименован во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи» (ВЛКСМ).
Данные статистики свидетельствуют: в октябре 1918 года в РКСМ состояло 22.100 человек, спустя 2 года - 482.000, в 1977 году – свыше 36 миллионов граждан СССР в возрасте от 14 до 18 лет. Комсомол стал не просто массовым, а практически всеобщим. Известный график и плакатист Г. Клуцис имел все основание заявить: «Да здравствует многомиллионный ленинский комсомол».
Инициатором создания и основным идеологом комсомольской организации стал В.И.Ленин. «Задачи союзов молодежи», зачитанные им на III Всероссийском съезде комсомола в октябре 1920 года, стали основополагающими идейными документами ВЛКСМ на долгие годы.
В 1950 году группа художников - Б. Иогансон, Д. Тегин, В. Соколов, Н. Чебаков, Н. Файдыш-Крандиевская увековечили это событие, написав масштабную картину «Выступление В.И.Ленина на III съезде комсомола», на которой запечатлено обращение вождя революции к комсомольцам первого послереволюционного призыва. Картина многократно воспроизводилась в журналах, альбомах, учебниках, тиражировалась в печатной графике. В собрании Пермской галереи хранится одна из таких гравюр, выполненная в технике автолитографии в начале 1950-х годов.
V съезд комсомола в 1922 году утвердил единый значок: на флажке в центре звезды располагалось 3 буквы – КИМ (Коммунистический интернационал молодежи). Надпись ВЛКСМ появилась на значках в 1947, а окончательный вид значки ВЛКСМ с профилем В.И.Ленина приобрели только в 1956 году. ВЛКСМ позиционировался как помощник и резерв партии, он создавался для осуществления широкомасштабных действий.
Комсомол сыграл большую роль в восстановлении народного хозяйства после Гражданской войны, активно участвовал в масштабном проекте по ликвидации неграмотности, в строительстве индустриальных гигантов первых пятилеток, в воплощении в жизнь культурной программы.
О комсомоле поставлено немало фильмов, ставших любимыми у нескольких поколений советских людей, таких как «Комсомольск» (1938), «Они были первыми» (1956), «Добровольцы» (1958), «Павел Корчагин» (1956), «Как закалялась сталь» (1975) и др.
Образы комсомольцев и шире – молодежи – одни из центральных в советском изобразительном искусстве, особенно в довоенное время. Плакат, как всегда, оказался самым мобильным жанром. Он призывал молодежь шефствовать над беднотой, ехать на фермы, овладевать военными специальностями, работать на промышленных стройках, защищать Отечество.
В станковом творчестве наиболее активно работали графики. Пермская художница А.И. Самойловских проехала в 1930-е годы по многим крупным стройкам и в серии своих акварелей запечатлела нелегкий труд и своеобразный пейзаж шахтерской Горловки, молодых героев труда, известных шахтеров Донбасса Степаненко и Н.Изотова, ставшего одним из первых последователей А.Г.Стаханова. Привлекли ее и цеха первого автогиганта в СССР - московского завода им. Лихачева. Уральский художник А.Н.Парамонов выполнил портрет одного из наиболее известных ударников труда в СССР шахтера А.Г. Стаханова, зачинателя целого движения.
На живописном панно А.А. Дейнеки «1937 год» большинство строителей светлого будущего составляет молодежь комсомольского возраста, панно символизирует движение к небывало светлому и гармоничному миру. А художник Ф.А. Модоров представляет одну из своих современниц, строившую Челябинский завод ферросплавов Рябушкину.
Плакат И. Холодова «И на фронте, и в тылу комсомольцы на посту» утверждает, что комсомольцы способны не только строить новый мир, но и защищать его. Действительно, в годы Великой Отечественной войны из их рядов вышли комсомольцы «Молодой гвардии» и «Юные мстители»; 3500 стали Героями Советского Союза.
Плакат художников К. Иванова и М.Эльцуфена повествует о двух из них. В 1940-1960 годы имена и подвиг девушек, Героев Советского Союза Клавы Назаровой и Лизы Чайкиной знал каждый советский школьник.
Выразительные и запоминающиеся иллюстрации к роману Н.Островского «Как закалялась сталь» создает пермский художник А.М.Демин. Роман, частично автобиографический, обладал особой силой достоверности и заразительности. В 1930-1980 е годы он стал самым издаваемым произведением советской литературы: на 75 языках народов СССР было выпущено 536 изданий общим тиражом более 36.000.000 экземпляров. Роман неоднократно экранизировался, многие издания выходили с иллюстрациями.
А.М. Демин, выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, в своих иллюстрациях выстраивает драматургию важнейших для романа сцен-событий: налет казаков на Шепетовку, накал Гражданской войны, сложность и драматизм любовной линии, крайнее напряжение и упорство героя при строительстве узкоколейки и др. Музей Н.А.Островского в Сочи просил у А.М. Демина продать работы для музея, но художник захотел, чтобы иллюстрации остались в Перми и попали в Пермскую художественную галерею.
Очень часто художники-графики создавали не единичные произведения, а целые серии. Московская художница А.Г. Акритас к 50-летию Комсомола выполнила серию гравюр «Комсомол в Гражданской войне» (1968). Другой московский автор С.С.Витухновская, в конце 1930-х годов жившая на Дальнем Востоке, создает цикл офортов «Люди Комсомольска» (1966).
Подвигу комсомольцев в годы Великой Отечественной войны посвящена эмоционально насыщенная цветная литография художника Л. Кульшарова «Комсомольский билет» из серии «Реликвии». Образ комсомольцев, как строителей и защитников создает к 50-летию Октябрьской революции пермский график А.Зырянов в линогравюре «Комсомол». К этой же дате пермский живописец и график Н.Можарский пишет серию акварелей «Город мой – Пермь» (1967). Одна из акварелей не случайно называется «Комсомольский проспект», ее экспрессивный образ служит напоминанием о драматичных событиях отечественной истории 50-летней давности, о деяниях комсомола, в честь которого названа центральная улица нашего города. А еще один пермский художник Е. Широков (1931-2017)) запечатлел для истории М.С. Альперовича, одного из создателей комсомола в Перми и Пермском крае. Автор создает портрет-судьбу, в котором ветеран с высоты своего возраста и пережитого опыта, тревожно взирает на современный мир.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню