День Рождения Владимира Ильича Ленина - Пермская художественная галерея

Перейти к контенту

Главное меню:

Праздники
Бурзянцев А.Д. Картина. Минута молчания
Финогенов К.И. Картина. Нарком по национальным делам И.В. Сталин с делегатами средне-азиатских республик у В.И. Ленина
Макаров А.И. Картина. Париж. Письмо от Ленина
Ефимкин М.Н. Картина. В.И. Ленин в Подольске
День Рождения Владимира Ильича Ленина

В.И. Ленин (22 апреля 1970 – 14 января 1924) – политический и государственный деятель, один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, создатель первого в мире социалистического государства.

По сложившейся традиции в этот день  вся советская страна – от мала до велика, от гигантских фабрик и заводов до учеников младших классов –  участвовала в ленинском субботнике.

Среди портретных изображений Ленина, выполненных художниками-современниками, много небольших по размеру натурных зарисовок, в которых авторы стремились уловить портретное сходство, своеобразие пластики лица и фигуры, характер.

После смерти В.И.Ленина, с конца 1920-х годов, начинается процесс сакрализации его личности, идет активное формирование изобразительной Ленинианы. Совокупность этих произведений, созданных на протяжении 70 лет, охватывает все виды изобразительного творчества: плакат, живопись, графику, медальерное искусство, станковую и монументальную скульптуру, декоративно-прикладное и народное искусство.

В художественных образах отразились тенденции к мифотворчеству и идеализации эпохи. С годами из реальной личности Ленин превратился в обобщенный символ творца счастливого социалистического настоящего и еще более счастливого будущего, в построении которого должен участвовать каждый гражданин советского государства. Без внимания художников не осталась ни одна из сторон жизни и деятельности В.И. Ленина, начиная с детства и юности.

В коллекции Пермской галереи собиралась своя Лениниана. В нее вошли произведения самых разных советских художников, в том числе пермских.

Альбом автолитографий художника Д.И.Архангельского «На родине В.И.Ульянова (Ленина)», выпущенный в 1941 году, носит историко-культурный характер. Страстный краевед и историк, Д.И. Архангельский (1885-1979) воссоздает облик зданий и ландшафта тех мест, где родился и жил Володя Ульянов.

В скульптуре А.С.Рабина «Ленин-гимназист» (1949) перед зрителем предстает устремленный в будущее, внутренне собранный, решительный и целеустремленный юноша. В его образе акцентированы те качества, которые должны были воспитывать в себе все советские дети. В.И.Ленин стал первым в ряду личностей советской истории, с которого нужно было строить свою жизнь.

Чаще всего В.И.Ленина изображают в моменты его активной деятельности: скрывающимся от преследований, выступающим на митингах и встречах.

Более занимательной с точки зрения драматургии можно назвать картину художника А.И.Макарова «Письмо Ленина» ( 1957). В ней нет образа самого В.И.Ленина, но есть яркая реакция главного героя картины, известного в мире ученого-биолога и историка науки К.А. Тимирязева, читающего письмо от В.И.Ленина. К.А.Тимирязев (1843-1920) отправил в1920 году В.И. Ленину один из первых экземпляров своей книги «Наука и демократия», а в дарственной писал о счастье быть его современником и «свидетелем славной деятельности».

Художник из Подмосковья М.Н. Ефимкин выбрал для своей картины редкий сюжет «В.И.Ленин в Подольске», рассказывающий о приезде Ленина 1 июня 1900 года в Подольск, где в это время жили его мать Мария Александровна и сестра Анна Ильинична. Дом, где они жили, стоял на тихой улице, у дома был небольшой фруктовый сад, недалеко протекала речка. Художник изобразил редкий момент: Ленин в одиночестве созерцает красоту летней подмосковной природы, стоя у распахнутого окна. Сюжет позволил художнику сделать акцент на лирической эмоции.

Способность к простоте и непосредственности проявления чувства подчеркивается в композиции «Ленин и дети», выполненной известным в свое время московским скульптором и керамистом З.В. Баженовой. Скульптура выполнена из чугуна, однако  автор сумела талантливо преодолеть тяжеловесность материала и передать через пластику фигур живость, непосредственность и теплоту общения.

Портреты В.И.Ленина, даже самые небольшие, часто обобщены и монументальны по своему внутреннему строю.

Таков портрет, исполненный в технике автолитографии известным ленинградским графиком Г.В. Верейским (1939). Здесь зритель может оценить умение автора, который, используя только естественную выразительность лица, практически без мимики, может многое рассказать о человеке.

Наиболее патетичны и символичны образы В.И. Ленина в плакате: перед нами великий и недосягаемый вождь, создатель всего лучшего и главного в советской стране. Таков плакат пермского художника И.И.Россика «Дух великого Ленина и его победоносное знамя вдохновляет нас», выполненный в годы Великой Отечественной войны в 1942 году в Молотовской агимастерской.

По-своему патетичен образ В.И.Ленина в работах мастеров Палеха. В Пермской коллекции есть шкатулка «С мандатом Ленина», расписанная художником Н.В. Малаховым. Весь строй языка палехского мастера создает образ возвышенный, праздничный, фанфарный. А в центре этого прекрасного мира – В.И. Ленин со своим соратником Ф.Э. Дзержинским.

Есть в художественной лениниане и произведения, связанные со смертью Ленина. Одно из лучших – живописная работа уфимского художника А.Д. Бурзянцева «Минута молчания» (1969). Зимняя природа, словно покрытая белым саваном, замерла вместе с людьми в этот печальный, но светлый момент.

Для миллионов людей 22 апреля запомнился в связи с другим важнейшим для советской эпохи событием. В десятках тысяч школ СССР детей принимали в пионеры. Это происходило на торжественной линейке с выносом знамени дружины, под звуки горна и барабана. К этой дате школьники «подтягивали» успеваемость, рисовали стенгазеты, проводили литмонтажи, организовывали концерты.
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню