День советской молодежи - Пермская художественная галерея

Перейти к контенту

Главное меню:

Праздники
А.А.Дейнека (1899-1969). 1937 год. Эскиз панно. 1937
А.Н.Самохвалов (1894-1971). Молодой рабочий. 1940
К.И.Рудаков (1891-1949). Работница и крестьянка. 1924
Н.Я.Симонович-Ефимова (1864-1955).  Метростроевки. 1934
Ю.И.Пименов (1903-1977).  Портрет Н.К.Пименовой
День советской молодежи

День советской молодежи был утвержден в 1958 году Указом Президиума Верховного Совета СССР праздновался  во всех 15 союзных  республиках. Дата –  последнее воскресенье июня.

Смысл праздника отражал, прежде всего, идеологию государства. Молодое поколение должно осознавать, что от него зависит будущее страны. Основные задачи по проведению праздничных мероприятий Дня молодежи были возложены на комсомол. В этот день проходило множество массовых мероприятий: праздничных шествий, фестивалей, концертов, спортивных состязаний, смотров художественной самодеятельности. По радио и телевидению шли концерты и передачи, посвященные советской молодежи, ее свершениям: большим и малым, историческим и современным.

С первых дней существования СССР государство регулировало и контролировало не только деятельность молодежных организаций, но и старалось влиять на личность каждого – в том числе, средствами искусства. Молодой человек как представитель поколения часто становится главным героем кинофильмов,  произведений  литературы  и изобразительного искусства  1920-1950-х  годов. В коллекции Пермской галереи немало произведений советской живописи, графики, скульптуры по молодежной тематике.

Основной  контекст подобных произведений – активное участие молодежи  в социальном и  культурном  созидании социалистического Отечества и его защите, верность  революционным традициям, связи поколений. Образно-смысловые решения произведений подобного плана объединяет наличие социального и общественного подтекста, определенная идеалистичность и  нормативность, характерные для  культурного менталитета эпохи. Разнообразными оказывались  интонации:  от  фанфарной  патетики  до  мягкой, камерной  лирики, от лучезарного счастья  до драматизма.  Создание  образа  достойного молодого современника – одна из ведущих задач  в искусстве довоенного времени.  Среди первых, успешно  открывших эту  тему,  можно назвать выдающегося мастера ХХ века А. А. Дейнеку и большого живописца, графика и иллюстратора  А. Н. Самохвалова.

Молодой  герой А. А. Дейнеки – не конкретная личность,  а часть коллектива, как на живописном  панно  «1937 год».  Личный интерес слит с общественными задачами. Молодой человек в движении, «на марше» за грандиозные  социальные преобразования, приближающих социальную  гармонию.

Более индивидуализированный образ  мы встречаем в картине «Молодой  рабочий» (1940), созданный  ленинградским художником   А.Н. Самохваловым: упорный  и ответственный  в своих делах  молодой человек, несущий черты всесторонне развитой личности  устремлен в «светлое  будущее».

Еще  больших успехов  А.Н.Самохвалов добился в создании  образа своей современницы. Знаменитая  картина «Девушка в футболке»,  получившая  Гран-при  на Всемирной выставке в Париже 1937 года, –  знаковый для своего  времени образ молодой девушки.

Олицетворением свободы  и  человеческого  достоинства воспринимаются  молодые женщины  на эскизе  обложки  журнала «Работница и крестьянка» (1924),  созданные известным московским  иллюстратором  и  художником книги  К.И. Рудаковым. Образы героинь обобщены и символичны, в  них есть своя героика: их шаги – поступь,  движение – величаво. Физическое движение выступает  здесь  пластической  метафорой духовного обогащения,  внутреннего роста.

Отметим важный нюанс: в  довоенное время   женские образы  занимали  в искусстве одно из центральных мест: именно они были призваны стать жтвым воплощением социальных, бытовых  и эмоционально-психологических перемен к лучшему.  

«Портрет жены» (1937), написанный  одним из крупнейших  мастеров  ХХ века  Ю. И. Пименовым представляет новый тип молодой женщины: раскрепощенной, интеллигентной, с большими культурными запросами.   

Но наибольшее распространение получили  обобщенные и  монументальные  социальные  портреты-типы, воплощающие идеалы времени. Из коллекции Пермской  галереи ярким примером такого типа образов  являются  «Метростроевки» (1934) московской  художницы Н. Я. Симонович-Ефимовой.

Социально-идеологический подтекст читается в произведениях художников на популярную в 1930-40-х годах тему молодой  семьи. В картине  В. А. Васильева «Сын родился» (1937) семья интерпретируется как важная обязанность  и ответственность молодых, социально защищенных и  уверенных  в своем будущем.  Тот  же  контекст, правда, с акцентом на крестьянский мир,  в картине  Л.И. Народицкого  «Первенец» (1949).

В 1940-1950-е  годы  оказались  востребованными темы человеческого доверия, дружбы,  взаимопонимания. Отсюда популярность  сюжетов  друзей, подруг, вожатых, которые  воплощают  нормы нравственного поведения советской молодежи.  В пермской коллекции  эта тематика  представлена  картиной   «Подруги» (1954)  московского  художника   В. И. Нечитайло, скульптурой  «Вожатая» (1952)  пермского автора   Г. А. Глухих.  Живописный  «Портрет  студентки» (1953)   ленинградского  художника  Ф. А. Аминова, акварель «Юность» пермского живописца В. П. Смирнова можно рассматривать в этом же ряду, потому что  молодежь показана  в идеально-нормативном ключе,  более всего  характерном  для  социалистического реализма: молодые серьезны, внутренне богаты и социально активны, они  думают  о  будущем и  стремятся к реализации.

1960-е годы внесли в искусство новые идеи и интонации. Лидером  в преобразовательном  движении  стала  графика. Большую популярность приобрела  аскетичная  черно-белая печатная графика,  особенно линогравюра. В большого  интересного мастера линогравюры  вырос  пермский график, выпускник  Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова  А. П. Зырянов. В цветной линогравюре  «Юность»  молодежь  представлена как активнейшая  часть созданного старшими поколениями нового  мира.  
В.А.Васильев (1895-1967).  Сын родился. 1937
Л.И.Народицкий (1913-1977).  Первенец. 1949
В.П.Смирнов (1931-1996). Юность. 1950-е
Ф.А.Аминов (1908-1984).  Портрет  студентки. 1953
В.И.Нечитайло (1915-1980). Подруги. 1954
Г.А.Глухих (1930-2001). Вожатая. 1952
А.П.Зырянов (1928).  Юность
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню