День военно-морского флота - Пермская художественная галерея

Перейти к контенту

Главное меню:

Праздники
Нисский Г.Г. Севастополь. 1948
Чехонин С.В. Блюдо-поднос. Балтийский матрос
Боим С.С. Плакат. Бей врага, как его били отцы и старшие братья - матросы Октября. 1941
Коротков И.А. Рисунок. Краснофлотский патруль на Неве. 1942
Титов И.Ф. Гравюра. Балтийский флот в боях за Родину
Титов И.Ф. Гравюра. На огневой позиции
Бибиков В.С.  Гравюра. Советские моряки. 1959
День военно-морского флота

День военно-морского флота - праздник морской воинской славы - был установлен 22 июня 1939 года. Более 40 лет праздник  торжественно  отмечался  24 июля.

1 октября 1980 года  дата была  перенесена на последнее воскресение июля. Постсоветская Россия сохранила этот праздник. Указ об этом  президент В.В. Путин подписал 31 мая 2006 года.

История русского  флота восходит к  эпохе Петра I, сказавшего: «Морским судам быть». Суда  начинают  строить в Воронеже и Петербурге, на Ладоге и в Архангельске. Постепенно были созданы Азовский и Балтийский флоты, позднее – Тихоокеанский, Черноморский, Северный флоты и Каспийская флотилия. Золотыми буквами в историю русского флота вписаны имена выдающихся флотоводцев, героические битвы, корабли и даже – города. В этом ряду  прославленные  адмиралы  Ф.Ф. Ушаков и  П.С.Нахимов, крейсер «Варяг» и город Севастополь и др. Ведущая роль в сохранении памяти о славных событиях, которыми можно гордиться, принадлежит искусству.

Подвиг крейсера «Варяг»  в  русско-японской войне  (1905-1907), ставшего  символом верности  долгу и Отечеству,  воспет в стихах, песнях, кинематографе. Об  адмиралах  Ф. Ушакове  (1953)  и  П.С. Нахимове (1946) сняты историко-биографические фильмы,   написаны книги.  Их  именами названы ордена, учрежденные во время Великой Отечественной войны.

Слава  Севастополя родилась в кровопролитных  боях  во время   Крымской войны (1855-1857). Оборона города описана в очерках  Л.Н. Толстого, поразивших современников.  Благодаря героическим усилиям  тысяч рядовых матросов под руководством адмирала  П.С.Нахимова, Севастополь  приобрел легендарную славу, превратился в  символ стойкости и мужества русских  моряков.  

В свою очередь,  символом  Севастополя, вошедшим в герб города, стал Памятник затопленным кораблям. Памятник  был сооружен в 1905 году к 50-летию первой обороны Севастополя, когда  были затоплены русские корабли, чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь.

Ярчайшие  героические страницы вписаны  моряками Севастополя и в годы  Великой Отечественной войны, за что город  вошел  в список  городов-героев.

Картина выдающегося советского художника  А.А.Дейнеки  «Оборона Севастополя» (1942)  из коллекции Третьяковской галереи по композиционному и образному решению, по накалу  борьбы не на жизнь, а на смерть, стала единственной в своем роде среди произведений о войне.

В коллекции Пермской галереи есть  картина  известного советского  пейзажиста Г.Г. Нисского  «Севастополь», написанная сразу после войны в 1946 году. В ней нет прямых следов войны, о ней напоминает лишь Памятник затопленным кораблям. Художник сделал Памятник центром композиции, смысловой доминантой картины. Окруженный нарядными людьми, он  воспринимается не только как Памятник  конкретной битве, но и  как памятник недавним  боям с фашистами, и как символ мужества и героизма всей истории города-героя Севастополя.

Образы военно-морского флота стали яркими символами Октябрьской социалистической революции 1917 года.  Причем, символами героико-романтического плана. Один из самых известных символов – крейсер «Аврора». Он совершил выстрелы, возвестившие, как думали участники революции, наступление новой, невиданной  эпохи в истории  человечества.  
Броненосец «Потемкин»  вошел в историю благодаря фильму С.М.Эйзенштейна, признанному одним из лучших фильмов всех времен и народов. Моряки с «Потемкина» представлены автором  как образы революционности и бескомпромиссности в борьбе  за лучшее будущее.
Морскую символику  активно использовали художники агитационного фарфора и политического плаката. Символом  революционной не успокоенности,  воплощением силы  воли и мужества предстает  «Балтийский матрос», написанный  художником  С.С.Чехониным  на  фарфоровом  блюде-подносе  (1921).

Художник  С.С.Боим в своем плакате 1941 года  призывает  брать пример  со старшего поколения  и бить врага, как его били отцы и старшие братья – матросы  Октября.

Чаще всего к  морской тематике обращались мастера  гравюры. Выпускник Пермского художественного  техникума  блокадник И.А.Коротков не  изображает боев, он показывает краснофлотский патруль на Неве. Пишет о том, что видел и пережил сам. В  блокадном  Ленинграде  патрулирование  было  делом чрезвычайной  важности и сложности. Краснофлотцы   в трактовке  художника  выступает  олицетворением   выносливости  и  человеческого единения.

Художник  И.Ф.Титов, как и  И.А.Коротков,  выполнял свои работы по собственным живым впечатлениям: он  выезжал  на Балтийский флот и по возвращению  исполнил серию гравюр  «Балтийский флот в боях за Родину» (1945). В гравюре  «На огневой позиции» корабль  показан художником как  образ  активной  наступательной и непобедимой  силы.

На  гравюре  «Советские моряки»  художник  В.С.Бибиков  представляет  сюжет из нелегкой  жизни  морских  десантников, которые и сегодня являются  олицетворением  авангардных сил  российской  Армии.
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню