День авиации - Пермская художественная галерея

Перейти к контенту

Главное меню:

Праздники
Бродский И.И. Портрет Героя Советского Союза А.Б.Юмашева. 1937
Герасимов С.В. Портрет Героев Советского Союза Осипенко, Расковой, Гризодубовой. 1939
Бубнов А.П. Встреча героев. 1940
Широков Е.H. Портрет П.А. Соловьева с внучкой. 1984
День авиации

День авиации
День воздушного флота, или День авиации,  в СССР  был установлен в 1933 году. Выбрали летнюю дату  18 августа –  время, удобное для проведения праздничных авиационных  шоу.  Праздник  посвящался  военным и гражданским  авиаторам,  разработчикам  и создателям  авиатехники с целью популяризации авиации в массах.  Праздник предполагалось проводить  в виде авиационных парадов  с демонстрацией лучших образцов военной и гражданской авиации, пилотируемых лучшими летчиками,  с участием выдающихся спортсменов и парашютистов.
Популярность  авиации и летчиков, особенно в  1920-1930-е годы, была необыкновенной. Восторг перед нею разделяли многие  деятели культуры. О них снимали кинофильмы, художники увековечивали их в своих картинах.  
В. Маяковский написал целую поэму об авиации, сделав ее одним из символов  рабочего государства.
    «Наш флаг
     меж звезд полощется,                    
     рабочью  власть растя,
     Мы - летчики,
     мы – летчицы рабочих и крестьян»

Еще раньше,  в  начале  1910-х  годов  известный пермский поэт-футурист Василий Каменский не только писал стихи, посвященные авиации, но и сам стал авиатором. Он ездил в Берлин и Париж для обучения летному делу, учился в варшавской лётной школе "Авиата", освоил моноплан «Блерио ХI».  В поэме «Академия красного воздушного флота»  поэт провозглашает, что каждый  «за спиной чует алые крылья» и что скоро «аэропланная жизнь распахнет свои двери» и все увидят, «какие творит чудеса  Академия воздушного флота».

В 1930-е годы страна с восторгом следила за достижениями героев-летчиков, устанавливающих мировые рекорды скоростей полета, высоты, грузоподъемности, дальности беспосадочных перелетов, спасавших челюскинцев. Имена В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова, А.В. Белякова, М.М. Громова, М.В. Водопьянова и многих других знал каждый советский школьник.  Многие ребята мечтали об авиации,  старались быть похожими на известных летчиков, занимались в аэроклубах.

В коллекции Пермской галереи есть целый ряд  живописных картин, портретов, скульптур, посвященных  летчикам и  создателям авиации.
А.Б. Юмашев, летчик-испытатель, Герой Советского Союза, установивший абсолютный рекорд  дальности полета (1937), изображен художником И.И. Бродским на фоне крымского пейзажа  без  всякой   лётной  военно- героической атрибутики.  В то же время, автор не столько  подчеркивает  индивидуальные качества портретируемого, сколько создает обобщенный образ крупной, гармоничной, разносторонней личности, воплощающей коллективный идеал той эпохи.

Знаменитые  летчицы  на картине С.В. Герасимова Герои  Советского Союза П.Д. Осипенко, М.М. Раскова,  В.С. Гризодубова  предстают  сильными и свободными женщинами, которым  в новой советской  стране открыты все пути  и для общественных  свершений,  и  для собственной реализации.  Действительно,  В.С. Гризодубова (1909-1993) установила  пять международных женских рекордов,  П.Д. Осипенко (1907-1939) в 1937 году побила сразу три мировых рекорда по высотным полетам, М.М. Раскова  (1912-1943) в качестве штурмана  на разных типах самолетов  участвовала в  установлении  мировых  рекордов  по дальности полета. А в 1938 году они вместе   совершили  беспересадочный перелет по маршруту  Москва – Дальний Восток, за который   и были  удостоены звания   Героев  Советского Союза.

О  героях  великого  и  уникального   перелета  рассказывает  картина  «Встреча героев» известного  советского художника  А.П. Бубнова.  В собрании Пермской галереи хранится эскиз к этой картине  (1940).  Художник изобразил  сцену встречи  советских летчиков  летом  1937 года после легендарного  беспосадочного  перелета, совершенного  ими   по маршруту  Москва – Северный полюс - Ванкувер. Это был первый в истории беспосадочный перелет из СССР в США.  Президент  Соединенных штатов   Ф. Рузвельт принял  советских  летчиков  в Овальном зале Белого дома и лично поздравил  их.

Великие свершения  того времени, в том числе подвиги  советских летчиков и летчиц вдохновили  поэта  А. Дактиля   и композитора  И. Дунаевского   на создание  «Марша энтузиастов»,  который  пела  в свое  время   вся страна: «Нам нет преград  ни в море, ни на суше, нам не страшны ни льды, ни облака».

Пермь в ХХ веке  сказала свое слово  и в авиации, и о творцах  авиации. В 1934 году  в Перми  появился завод №19, который  уже  в следующем году начал серийный выпуск моторов, созданных на базе американского  образца.  А уже  в конце 1930- х  завод  №19  имени  Сталина приступил к выпуску отечественных двигателей разработки  конструктора   А.Д. Швецова (1892-1953).  Деятельность выдающегося инженера-конструктора  А.Д. Швецова  составила целую эпоху в истории моторостроения  и  Пермского завода авиадвигателей.  Его  скульптурный  портрет  в  годы Великой Отечественной войны  выполнил  эвакуированный из Москвы в  Молотов, а затем в Чермоз  скульптор  З.М. Виленской.  В 1943 году галерея купила у автора и  небольшой натурный этюд, выполненный в пластилине, и готовый портрет из обожженной  промышленной глины, которую  скульптору  разрешили использовать для целей искусства на  Чермозском  металлургическом заводе.

Другую,  «реактивную», эру в истории  пермского моторостроения  воплощает деятельность  и изобретения  конструктора П.А. Соловьева (1917-1996), ставшего  основоположником  газотурбинного  двигателестроения в СССР.  Известный пермский художник Е.Н. Широков  познакомился с  П.А.Соловьевым  тогда, когда  тот уже не работал, и художник и конструктор были  зрелыми,  состоявшимися личностями.  Встречались в мастерской  художника, общались на самые  разные темы.  А в 1984 году  художник  пишет  картину, на которой великий  конструктор, мыслитель и интеллектуал   предстает перед  зрителями  просто  умудренным человеком и  семьянином.  Картина «П.А. Соловьев с внучкой»  была  сразу же приобретена в коллекцию галереи.
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню