День рождения Комсомола - Пермская художественная галерея

Перейти к контенту

Главное меню:

Праздники
Г.Клуцис. Да здравствует многомиллионный ленинский комсомол. 1932
Н.Х. Киноплакат к к/ф «Красные партизаны». 1924      
Н.Х. Шефы в деревне. Организация бедноты.                
А.Самойловских. Автозавод им. Лихачева. 1936             
А.Дейнека. 1937 год                                                                 
День рождения Комсомола

Комсомол - молодежная организация Коммунистической партии - был создан 29 октября 1918 года и первоначально назывался Российский коммунистический союз молодежи. Создание РКСМ было провозглашено на первом Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи, который проходил в Москве с 29 октября по 4 ноября 1918 года. В связи с организацией СССР (1922), комсомол в марте 1926 года был переименован во «Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи» (ВЛКСМ).
В октябре 1918 года в РКСМ состояло 22 100 человек, спустя 2 года – 482 000, в 1977 году – свыше 36 миллионов граждан СССР в возрасте от 14 до 18 лет. Комсомол стал не просто массовым, а практически всеобщим. Известный график и плакатист Г. Клуцис имел основание заявить: «Да здравствует многомиллионный ленинский комсомол».
Инициатором создания и основным идеологом комсомольской организации стал В.И. Ленин. «Задачи союзов молодежи», зачитанные им на III Всероссийском съезде комсомола в октябре 1920 года, стали основополагающими идейными документами ВЛКСМ на долгие годы. На этом съезде В.И.Ленин произнес известную фразу: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех богатств, которые выработала человечество». Позднее, высказывание В.И. Ленина трансформировалось до лозунга «Учиться, учится и учиться».
В 1950 году группа художников - Б. Иогансон, Д. Тегин, В. Соколов, Н. Чебаков, Н. Файдыш-Крандиевская увековечили это событие, написав масштабную картину «Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола», на которой запечатлено обращение вождя революции к комсомольцам первого послереволюционного призыва. Картина многократно воспроизводилась в журналах, альбомах, учебниках, тиражировалась в печатной графике. В собрании Пермской галереи хранится одна из таких гравюр, выполненная в технике автолитографии в начале 1950-х годов.
V съезд комсомола в 1922 году утвердил единый значок: на флажке в центре звезды располагалось 3 буквы – КИМ (Коммунистический интернационал молодежи). Надпись ВЛКСМ появилась на значках в 1947, а окончательный вид значки ВЛКСМ с профилем В.И. Ленина приобрели только в 1956 году.
ВЛКСМ позиционировался как помощник и резерв партии, он создавался для осуществления широкомасштабных действий. Через структуры комсомола осуществлялось идеологическое воспитание молодежи, реализовывались крупные политические и социальные проекты. Под руководством комсомола в 1922 году была создана детская Всероссийская, позднее Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина.
Комсомол сыграл большую роль в восстановлении народного хозяйства после Гражданской войны, активно участвовал в масштабном проекте по ликвидации неграмотности, в строительстве индустриальных гигантов первых пятилеток, в воплощении в жизнь культурной программы. По комсомольским путевкам молодежь ехала на село поднимать сельской хозяйство, осваивать целину, на всесоюзные ударные комсомольские стройки. Около 1 миллиона членов ВЛКСМ перед войной стали «Ворошиловскими стрелками», более 5 миллионов сдали нормы противохимической обороны и другим военным специальностям.
О комсомоле поставлено немало фильмов, ставших любимыми у нескольких поколений советских людей, таких как «Комсомольск» (1938), «Они были первыми» (1956), «Добровольцы» (1958), «Павел Корчагин» (1956), «Как закалялась сталь» (1975) и др.
Образы комсомольцев и шире – молодежи – одни из центральных в советском изобразительном искусстве, особенно в довоенное время. Плакат, как всегда, оказался самым мобильным жанром. Он призывал молодежь шефствовать над беднотой, ехать на фермы, овладевать военными специальностями, работать на промышленных стройках, защищать Отечество.
Киноплакат неизвестного художника активно призывает зрителя на фильм «Красные партизаны» (1924), рассказывающий о событиях Гражданской войны на Дальнем Востоке. Поразительна пластическая энергия и емкость образного решения, они захватывают и убеждают.
Акварель пермской художницы А. Самойловских рассказывает о строительстве первого автогиганта в СССР - московского завода им. Лихачева. На живописном панно А.А. Дейнеки «1937 год» большинство строителей светлого будущего составляет молодежь комсомольского возраста, их движение и символично, и метафорично: оно символизирует движение к небывало светлому и гармоничному миру. А художник Ф.А. Модоров представляет одну из своих современниц, строившую Челябинский завод ферросплавов Рябушкину.
Плакат И. Холодова «И на фронте, и в тылу комсомольцы на посту» утверждает, что комсомольцы способны не только строить новый мир, но и защищать его. Действительно, в годы Великой Отечественной войны из их рядов вышли комсомольцы «Молодой гвардии» и «Юные мстители»; 3500 стали Героями Советского Союза. Плакат художников К. Иванова и М. Эльцуфена повествует о двух из них. В 1940-1960 годы имена и подвиг девушек, Героев Советского Союза Клавы Назаровой и Лизы Чайкиной знал каждый советский школьник.
Подвигу комсомольцев посвящена выразительная и эмоционально насыщенная цветная литография художника Л. Кульшарова «Комсомольский билет» из серии «Реликвии». Образ комсомольцев, как строителей и защитников создает к 50-летию Октябрьской революции пермский график А. Зырянов в линогравюре «Комсомол». К этой же дате пермский живописец и график Н. Можарский пишет серию акварелей «Город мой – Пермь» (1967). Одна из акварелей не случайно называется «Комсомольский проспект», ее экспрессивный образ служит напоминанием о драматичных событиях отечественной истории 50-летней давности, о деяниях комсомола, в честь которого названа центральная улица нашего города. А еще один пермский художник Е. Широков (1931) запечатлел для истории М.С. Альперовича, одного из создателей комсомола в Перми и Пермском крае. Автор создает портрет-судьбу, в котором ветеран с высоты своего возраста и пережитого опыта, тревожно взирает на современный мир.

Ф.Модоров. Портрет ударницы завода ферросплавов Рябушкиной. 1931
П.С.Голубев. Молодежь, на фермы.
В.Алимова. Каждый комсомолец должен овладеть военной специальностью.
И.Холодов. И на фронте, и в тылу комсомольцы на посту. 1941
К.Иванов, М.Эльцуфен. Герои Советского Союза Клава Назарова и Лиза Чайкина
В.Корецкий. Молодежь, на целину!
А.Зырянов. Комсомол. 1966
Л.Кульшаров. Комсомольский билет. Из серии «Реликвии». 1985
Е.Широков. Портрет ветерана комсомола М.С.Альперовича. 1978
Н.Можарский. Комсомольский проспект. 1967
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню