Выставка

Виртуальная выставка "Да здравствует прогноз, немыслимый без ливня..."

0+
Пермская государственная художественная галерея Комсомольский пр., 4
25 мая 2021 — 20 июня 2021

Дождь в произведениях искусства из коллекции Пермской художественной галереи.

Как вы относитесь к дождю? Не к дождю как природному явлению, а к дождю как категории поэтической, вмещающей в себя многие смыслы. Уже в далекие времена люди не были равнодушны к этой водной стихии. Многие народы поклонялись дождю, верили, что дождь, гроза может быть ниспослан высшими силами и как наказание, и как благодеяние, что дождь – это особый, мистический знак. Первая весенняя гроза, теплый, летний «слепой» дождь, гроза июльского знойного дня, затяжная осенняя морось – у всех у них разное лицо. И совершенно неудивительно, что при таком «эмоциональном» разнообразии дождей на них должны были обратить внимание художники. Хотя, изображая дождь, особенно до того момента, когда эта тема «переселилась» в чистый пейзаж, художники рассказывали зрителям не столько об атмосферных осадках, сколько о чувствах, переживаниях и даже драматических коллизиях – «язык дождя» универсален. Представители разных художественных направлений оставили нам меланхолические, лирические зарисовки, этюды и развернутые повествования с многими действующими лицами, связанные с этой темой.

Говоря о пейзажах дождя, нельзя не заметить, что мастера кисти часто выбирали периоды «до» или «после», называя их «Перед дождем» или «После дождя», но это не умаляет интереса к теме. Конечно, каждый из авторов – в силу характера и темперамента стоящих перед ним задач – выбирает свой вариант стихии: дождь, грозу, ливень. И зритель при восприятии этих произведений испытывает всю гамму чувств – меланхолическую мечтательность, грусть, светлую радость или вовлекается в переживание драм, случающихся под дождем.

И.К. Айвазовский. Картина. Скалистый остров. 1855

Дождь, а особенно грозу, любили романтики. В их произведениях – сильные чувства, мощные символы борьбы добра со злом, дикая сила природы и человек, противостоящий ей. Иван Айвазовский был мастером создания таких произведений. Гроза и её последствия на море часто появляются в его холстах. В коллекции Пермской галереи хранится любимая зрителями картина «Скалистый остров» 1855, подаренная автором московскому коллекционеру Федору Прянишникову (на холсте есть дарственная надпись, сделанная рукой Айвазовского). В этом произведении мы находимся «на краю дождя». Уходит черная грозовая туча, в левой части холста еще непогода, дождь, а группа людей на скале, спасшихся после кораблекрушения, уже видит спасительный корабль с белыми парусами. Стихия укрощена, добро победило зло. Характерная для художника-романтика освещенность – сияющий свет (в правой части произведения) – противопоставляется тьме свинцовых туч уходящей грозы и урагана.

А.М. Дорогов. Картина. Корабль в бурю. 1848

Рядом с работой Айвазовского еще одна марина, кисти его младшего современника, Александра Дорогова «Корабль в бурю». Автор тоже выбирает для своего холста романтический сюжет, повествующий о борьбе небольшого суденышка с грозой и стихией. И опять свет, освещение несут огромный содержательный смысл, подчеркивают драматизм ситуации. Большеформатное полотно усиливает эффект неравной борьбы. Пространство грозового неба, разрываемого молниями, занимающее большую часть холста, и маленький корабль в морских волнах рождают ощущение неравной, но героической схватки человека и природы.

Р.Г. Судковский. Картина. После дождя. 1870-1885

Еще один художник ХIХ века, Руфин Судковский, даровитый маринист, оказавшийся в тени великого Айвазовского, представлен в коллекции сухопутным полотном «После дождя». Перед этой работой зритель испытывает уже совсем другие чувства – все пронизано покоем, романтическим умиротворением. Бескрайние луга, влажные после дождя, уходящая туча, мельница на пригорке, фигурки пастухов – нет речи о борьбе, лишь гармония природы и человека. Художник прожил короткую жизнь (всего 35 лет), дожди, грозы достаточно часто появлялись у него на полотнах.

Наряду с сюжетами романтическими в 1860-е годы в русском искусстве появляется большое количество произведений на тему жизни простого человека. Не столь часто, как у романтиков, но и здесь можно встретить работы, в которых "задействован" дождь или гроза. 

П.П. Соколов. Картина. Пастух, убитый громом. 1868

Известный акварелист Петр Соколов, решивший попробовать себя в народной теме, представлен в постоянной экспозиции галереи картиной «После грозы», повествующей о трагическом событии, виновница которого, как явствует из названия, – пронесшаяся гроза. Автор заостряет внимание на переживаниях простых людей, сочувствующих гибели от удара молнией мальчика-пастушка.

В ХХ веке пейзажи различной степени «дождливости» тоже нередки. В коллекции галереи хранится работа классика русской пейзажной живописи начала ХХ века Аркадия Рылова «Перед грозой». 

А.А. Рылов. Картина. Перед грозой. 1912

Пейзаж воплотил в себе предгрозовую тревогу, когда небо уже потемнело, налилось дождем, но не прозвучал еще грозовой залп. Работа создана в 1912 году, и можно предположить, что мастер, которому не чужда была символика в пейзаже, имел в виду здесь не только природные явления. Картину с выставки купил один из московских коллекционеров промышленник Борис Гавронский, а после революции, через Государственный музейный фонд, в 1925 году картина была предана в галерею.

К началу ХХ века относится и работа, которая не имеет непосредственного отношения к дождю, но на ней появляется предмет, который с этого времени с дождем будет связан неразрывно. В 1913 году художник Роберт Фальк пишет портрет своей жены художницы Лизы Потехиной «Лиза с зонтиком», где изображает её с привычным сегодня для нас «дождевым» аксессуаром – зонтом. Мы к нему настолько привыкли, что не задумываемся, что он, существуя уже много веков, оберегал своих владельцев в основном от солнца. Массово применяться для защиты от дождя зонт начал именно в 1910-1920-е годы, когда появилась мода на загар, и зонту было найдено альтернативное применение. Картина «Лиза с зонтиком» – одно из немногих произведений с изображением этого предмета в Пермской галерее.

Р.Р. Фальк. Картина. Лиза с зонтиком. 1911

После 1917 года у «дождливой» темы осталась масса поклонников среди художников. Картины этих авторов появлялись на выставках и, в противоположность работам официального стиля – горизонтально вытянутым масштабным пейзажам, олицетворявших просторы Родины, – эти полотна были небольшими по размеру, камерными, с нотками легкой грусти или тревоги. В Пермской галерее хранится богатое собрание произведений художников советской эпохи. Несколько поколений сотрудников галереи отбирали лучших из лучших, и среди них те, кого привлекала поэзия дождя. В пермском собрании полотна Николая Ромадина и Николая Андронова «Дождливая Волга» и «Гроза над Новодевичьим монастырем», Павла Шардакова и Николая Болодурина «Идет дождь» и «Дождливый день», Григория Шегаля и Юрия Тулина «Майский дождь» и «Мокрые крыши. Германия», «Весенний дождь» Андрея Тутунова.

Г.М. Шегаль. Картина. Майский дождь. 1945

Помимо произведений живописи в нашем собрании представлены и удивительные по красоте акварели и рисунки на тему дождя. Среди них есть настоящие жемчужины. Удивительно светла и оптимистична акварель известной художницы Татьяны Мавриной «Дождь. Церковь Покрова в Рубцове» 1943, хранящаяся в отделе оригинального рисунка Пермской галереи. Затянутое тучами сизое небо, белокаменная церковь, как Царевна-лебедь на их фоне, и фигурки людей, бегущих под потоками воды. Один из пешеходов не забыл зонтик. Какой оптимизм и вера в лучшее – ведь на дворе 1943 год. Все, к чему прикасалась кисть удивительной художницы, будь то даже обычный дождливый день, – превращалось в добрую, светлую сказку.

Т.А. Маврина. Рисунок. Дождь (Церковь Покрова в Рубцове). 1943

Пермские художники разных поколений тоже отдали дань этой, вроде бы, такой очевидной, простой, но при этом не пустой теме. Ранние акварели 1960-х годов Ивана Борисова, умытый дождем «акварельный» Петербург Леонида Лемехова, рисунок «Дождь» Льва Перевалова, выполненный простым графитным карандашом. Как всегда изысканна и театрально продуманна работа Юрия Лапшина «Перед грозой». Полны покоя миниатюрные и светлые по настроению картины Анатолия Тумбасова «Моросит», «Дождичек» и «Ходят тучи», заряжает энергией яркая и по-настоящему «мокрая» акварель «Лодки. Дождливый день» Галины Хоменко.

Г.П. Хоменко. Рисунок. Лодки. Дождливый день. 1997

Любуйтесь произведениями из пермского собрания, радуйтесь и предвкушайте наступающее лето. И пусть дожди у Вас будут исключительно светлыми и теплыми, а грозы короткими и освежающими. И, возвращаясь к автору строки, ставшей названием нашей выставки, Александру Шумскому:

«Опять пришла пора,
Знакомо чувство это:
Вчерашняя весна –
Сегодняшнее лето»

Автор виртуальной выставки: ведущий научный сотрудник Пермской художественной галереи Ирина Андренко

Альбом "Дождь в произведениях искусства из коллекции Пермской галереи"

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам