Пермские художники-фронтовики: Валентин Дудин

Валентин Ильич Дудин (1922-2001) был призван в армию  в сентябре 1941 года  и  направлен в Пензенское  артиллерийское  училище. После завершения подготовки в военном училище,  в мае 1942 года был  направлен на Западный фронт в 323-ю стрелковую дивизию  298-го противотанкового истребительного батальона командиром огневого взвода. В  августе 1943 года получил тяжелое ранение в обе руки и был отправлен в госпиталь.  В декабре 1944 года его демобилизовали. Валентин Ильич награжден  орденом  Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За Победу над Германией», юбилейными.  

Перед войной Дудин успел окончить  Пермский  художественный  техникум  (1937-1941) и даже принять  участие в выставках.  Вернувшись с войны, некоторое время преподавал военное дело в школе, а после  Победы  влился в коллектив пермских художников. В  1948 году Дудин  становится  членом  Союза  художников России и более 50 лет   активно участвует на  выставках – городских, областных, зональных, республиканских и всесоюзных.

Как и многие художники  воевавшего поколения, он обладал жизнелюбивым характером, отличался цельным и позитивным восприятием мира.  К  искусству относился  как общественному  служению.   Писал работы всех жанров, но его внутреннему миру наиболее близким и органичным окажется пейзаж. Недостаток профессионального  опыта   компенсировал  неустанной работой с натуры  в    многочисленных  поездках  по Пермскому краю вместе с другими художниками. Натура  для него – целый мир,  источник эстетических впечатлений и предмет  художественного  созерцания и  изучения. 

Неисчислимое количество выполненных в поездках этюдов,  делали уверенней руку, обостряли художественное зрение. Поездки способствовали расширению знаний по истории края, древней и современной мифологии, пониманию современной жизни. Дудину особенно полюбился север Прикамья: суровая Вишера,  с мощными, почти вертикальными  берегами, безбрежная ширь воды,  необозримые дали. Работать на Вишеру он ездил с конца 1940-х годов и практически до конца своей жизни. Уже в ранних  работах  художника критика  отмечает величие, присутствие  воздуха и  глубокое  пространство.

В.И. Дудин. Камень Говорливый. 1960. Из собрания Пермской художественной галереи

Лучшие пейзажи художника - это величественные образы с героико-эпическими интонациями. Нередко художник обращается к мотиву нетронутой человеком природы. В  пейзаже «Камень Говорливый»,  используя крупный план, он  создает  образ природы  в своем первозданном проявлении, как  мир мощного  проявления  жизненных  сил.  Образ обобщен, но от конкретики не  очищен:  передаются физические свойства земли (тяжесть, плотность, фактура), воды, влаги.

Образ, созданный в картине «На  Велсе»  поражает  невозмутимым покоем и пустынностью.  Приметы цивилизации здесь ничтожны рядом с мощным горным  уступом и устойчивым покоем речной долины. Явленную в пейзаже авторскую картину мира отличает целостность,  стремление к простой и спокойной гармонии. Вглядываясь, погружаясь в  их атмосферу, словно встречаешься с вечностью.

В.И. Дудин. На Велсе. 1980-е. Из собрания Пермской художественной галереи

Путешествия не ограничивались Пермским краем. Дудин побывал в Краснодарском крае, Крыму, Прибалтике, на Алтае, в Киргизии. И отовсюду привозил множество этюдов для будущих картин. Пейзажи, выполненные в Киргизии, поражают красотой  и  величием сине-фиолетовых гор,  особенным, преображающим пейзаж светом. Но не только природа привлекала художника.  Современность, окружающая жизнь  притягивала не меньше.  Дудин много работал в цехах Соликамского химкомбината, Краснокамского бумажного комбината, Лысьвенского и Чусовского металлургических заводов. Писал интерьеры светлых просторных  цехов, поражающие воображение  огромные  машины, работающих или отдыхающих людей, портреты передовиков. Все эти  произведения  создавались  не потому, что  этого требовала советская идеология, а потому что – это был близкий и понятный ему  мир, мир простого человека - труженика.  Идея созидания  и обустройства  своей страны, труд  для всеобщего блага, дающий основания  верить  в светлое будущее, разделялась  героями картин Дудина, была близка  самому художнику. Поэтому этюды и картины на производственную тематику  получались у него живыми,  мажорными и поэтичными. За этим стоит гордость художника за свою страну, независимость которой он отстоял на войне.

В.И. Дудин. Мужской портрет. 1950-е. Из собрания Пермской художественной галереи

Много сил и внимания художник отдавал портрету. Художником создана целая галерея портретов выдающихся деятелей Пермского края и страны. В основном, это герои  войны и труда: дважды Герой Советского Союза Г.Ф. Сивков, дважды Герой Советского Союза генерал П.И. Батов, генерал-полковник авиации М.Н. Одинцов, Герой Советского Союза танкист И.А. Кандауров, ветеран войны В. Караваев, Герои  Социалистического труда В.Е. Рогачев и  Д.С. Обыденнов,  слесарь-лекальщик, Почетный  гражданин Перми А.А. Рыжов, ветеран войны и  общественный  деятель А.П. Пучнин  и др.

Портреты, пейзажи и жанровые картины  В.И.Дудина  свидетельствуют  о доверии миру и людям, не поколебленном  драматическим  опытом  войны. 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам