Акварели изящная кисть. Возвращенные имена.

Одна из самых больших коллекций Пермской галереи – коллекция оригинального рисунка. Акварели, рисунки углем, тушью, карандашом – именно в этом удивительном, богатом и красивом собрании хранятся три изысканные портретные акварели первой половины ХIX века, о которых сегодня пойдет речь. История их поступления – тогда еще в Художественный отдел Пермского научно-промышленного музея – и драматична и, в то же самое время, почти обыденна для сложного послереволюционного периода. 

А. Лаутербах. Портрет Карла Крутча. 1830-е. Из собрания Пермской художественной галереи

Акварели ранее принадлежали семье Теплоуховых, в 1919 году они были конфискованы органами ВЧК в селе Ильинском, а потом переданы в музейную коллекцию. Сухие строки документа не дают нам указания на владельцев на момент изъятия, но отсылают к имени человека, значимого не только для Прикамья, но и России.

А. Лаутербах. Портрет Августы Крутч. 1830-е. Из собрания Пермской художественной галереи

Александр Ефимович Теплоухов (1811-1885) – русский лесовод, археолог, краевед, наш земляк, по рождению крепостной Строгановых. Судьба этого удивительного человека сложилась необычно и во многом счастливо. Он окончил Саксонскую лесную академию (Тарандт, в окрестностях Дрездена), путешествовал по Европе, писал научные труды, занимался практикой лесоводства. В свободное от основных занятий время Теплоухов собирал археологическую коллекцию, проводил раскопки, принимал участие во всероссийских археологических съездах. В 1919 году значительная часть его разнообразного собрания поступила в Пермский музей, но акварели, о которых идет речь, не были приобретены с целью коллекционирования, их история глубоко личная. По интимному характеру изображенных можно предположить, что это портреты людей из семейного круга. Перед нами — европейского вида сухощавый, пожилой мужчина в академической шапочке, солидная дама в строгом закрытом платье и молодая девушка с живым, открытым взглядом васильковых глаз. 

А. Лаутербах. Портрет Розамунды  Крутч. 1830-е. Из собрания Пермской художественной галереи

Красота неяркого колорита, очарование образов, заставляют нас и теперь, спустя полтора века с момента создания, любоваться ими. Акварельный портрет к середине XIX века  получил широкое распространение и вошел в бытовую культуру европейского и русского общества. Сложилась особая манера письма. В работе лессировками, поэтапно, с помощью прозрачных красочных слоёв, где каждый последующий слой наносится после полного высыхания предыдущего, создавалась удивительная акварельная живопись.  Прозрачность и чистота акварельных красок, когда сквозь них просвечивает бумага, точность моделировки, свобода и виртуозность красочного мазка делают портреты, созданные лучшими мастерами эпохи, живыми и естественными. Сто лет назад трудночитаемые надписи на иностранном языке на двух портретах были расшифрованы как «Портрет Карла Коуч» и «Августы Коуч». Под такими названиями акварели записаны в бережно сохраняемой старинной книге поступлений Пермской галереи.  Третий портрет и вовсе назван «Портретом неизвестной девушки».  И лишь авторство бесспорно, автограф художника – Lauterbach, хорошо читается. Кто же эти люди?

Как уже говорилось, жизнь Александра Теплоухова была неординарна и богата на события, в том числе и романтические: в 1843 году юноша женился на дочери профессора Тарандтской лесной академии Карла Крутча – Розамунде.  Молодые отправились на постоянное жительство в Россию, первоначально в Санкт-Петербург, а затем в далекую Пермскую губернию. Традиция времени дарить акварельные портреты оказывается как нельзя кстати. В дворянских домах портреты украшали гостиные и кабинеты, их дарили на память в знак любви и уважения. Именно с такими портретами, судя по всему, мы и имеем дело. Расшифровка подписей под портретами дала результат: «Карл Леберехт Крутч. Рождения 23 мая 1773», «Августа Крутч, Кестен.  Рождения 1790».  Кто же тогда неизвестная девушка?

Надо сказать, что до сегодняшнего времени исследователи-краеведы не имели в своем распоряжении оригинальных изображений немецких родственников Теплоухова. Существовала лишь черно-белая фотография, предположительно начала XIX века, с живописного (акварельного) портрета супруги Теплоухова – Розамунды. Именно такая фотография находится в экспозиции Ильинского краеведческого музея. Одного взгляда на нее достаточно, чтобы понять – перед нами неизвестная девушка с акварели Пермского собрания. Семейное предание, бережно сохраняемое потомками Теплоуховых, гласит, что подлинник портрета хранится в Дрезденской галерее. Но так ли это на самом деле? Интерес вызывал и автор акварелей Lauterbach, информацию о котором найти не удавалось.

Запрос в Дрезденскую галерею увенчался успехом. Выяснилось, что произведения Августа Лаутербаха действительно хранятся в коллекции кабинета гравюр галереи, это акварельный «Портрет неизвестного молодого человека» и два мужских портрета, выполненных в офорте. О художнике сведений немного даже у наших саксонских коллег, поэтому это особенно ценно. Август Лаутербах жил и работал в королевстве Саксония в 1800-1850-х годах. Его имя встречается в каталогах ежегодных выставок Дрезденской академии 1823 и 1846 года. В книге Ханса Вольфганга Зингера (1931) Август Лаутербах упоминается как автор «Портрета короля Саксонии Фридриха Августа». В Дрезденской адресной книге 1855 года мастер заявлен, как здравствующий и работающий художник. Судя по всему, портретист был частым гостем в Тарандте, возможно, был другом семьи Крутч и самого Александра Теплоухова. Автором статьи были обнаружены еще несколько акварелей Лаутербаха, хранящиеся в государственном архиве и у наследников Теплоухова. Представляет интерес и собрание гравюр, поступивших в Пермскую галерею одновременно с акварелями Лаутербаха. Все они достойны серьезного исследования. Но это уже другая история…

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам