"Пермские египтяне"

Вот уже сто лет, как две египетские мумии нашли приют в Пермской художественной галерее. За это время их демонстрировали дважды – в 1950-х годах в экспозиции галереи, а в 1998 - 2000 на выставке «От Нила до понта Эвксинского», посвященной искусству Египта и античности, где одна из мумий была центральным экспонатом. Больше ветхие артефакты, нуждающиеся в реставрации, на публику не выставлялись. 

История их появления в Перми пока остается неясной. Обе мумии поступили в Пермскую государственную художественную галерею в 1920 году из музея Паноптикум. Однако, существование такого музея  в Перми не подтверждено. Есть версия, что это был передвижной музей, но в грозовые годы революций и гражданской войны они так и остались в Перми. Еще одна легенда говорит, что мумии «выписал» из Египта некий купец, может быть, для домашнего музея, а может, просто в качестве диковины. Обе мумии находятся в антропоморфных (имеющих очертания человека) саркофагах, сделанных из ценного дерева – сикоморы.  Одна из мумий покрыта трехчастным картонажем –  пролевкашенным и  оттиснутым по форме расписным  холстом (левкас – грунт из мела, замешанный на животном или рыбьем клее). Очень тонкое  лицо покрыто золотом и инкрустацией.  Глаз  (сохранился только правый) инкрустирован костью, зрачок выточен из обсидиана, брови и обводка глаз из кости, расписанной темно-синей и черной красками. Иногда, при определенном попадании света, глаз как бы светится. Умерший изображен в клафте – полосатом платке, в котором изображали только царей, жрецов и очень знатных людей.  Весь картонаж покрыт богатой орнаментальной росписью нежных оттенков розового, зеленого, желтого, голубого цветов, на груди изображен огромный крылатый скарабей. Саркофаг снаружи полностью покрыт сюжетной росписью, изображающей  Суд  Осириса. Другая мумия находится в саркофаге с крышкой, на рельефе крышки изображен Осирис – царь подземного мира в свой канонической  позе со скрещенными на груди руками. 

На сегодняшний день антропологи предполагают, что обе мумии предположительно мужские. Одна из них, достаточно хорошо сохранившаяся, в 1970-х годах была  атрибутирована египтологом, доктором искусствоведения  Светланой  Измайловной Ходжаш и отнесена к позднему периоду египетской истории, II – I вв. до н.э. 

Коллекции египетских находок уже с начала XIX века были широко распространены во многих домах Европы и России. Мода на страну пирамид буквально «вспыхнула» после похода Наполеона в Египет в 1798–1801 гг. В это время даже сформировался особый «египетский стиль». Государственный Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина обладают самыми крупными в России египетскими коллекциями, сформированными, в основном, благодаря частным коллекционерам. Строгановы, род которых напрямую связан с Пермским краем, в своем петербургском дворце также имели египетскую коллекцию.

Несколько лет назад Галерею посетила известный московский реставратор Наталья Павловна Синицына. Со своей группой, в которую входят самые разные специалисты – от египтологов, антропологов, реставраторов, химиков и биологов до специалистов по тканям – она выразила готовность взяться за изучение и реставрацию наших мумий. Но занятие это дорогостоящее и требует времени.

Мы очень надеемся, что "пермские египтяне" в ближайшие годы будут не только отреставрированы, но и всесторонне изучены, и займут центральное место в Кабинете древностей в новом здании галереи. Тогда мы сможем рассказывать  нашим зрителям о канонах, эстетике и смыслах древнеегипетского искусства непосредственно рядом с подлинниками.

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам