Пермские художники-фронтовики: Николай Можарский

Живописец и акварелист Николай Федорович Можарский (1916-1971), как и многие участники Великой Отечественной войны, не дожил до пенсионного возраста. Служил в рядах Советской Армии с 1937 года, а в 1941 ушел на фронт. Воевал на Ленинградском фронте, был старшиной артиллерийской батареи. Имел два тяжелых ранения, контузию. В апреле  1942 года его демобилизовали как инвалида войны. 

Фото. Н.Ф. Можарский

 

 До августа 1945 года Николай Федорович работал на авиазаводе № 230. После войны окончил Казанское художественное училище (1945-1949), Ленинградский институт живописи, архитектуры и скульптуры им. И.Е. Репина (1949-1955). Член Союза художников с 1960 года. Участник областных, республиканских и всесоюзных выставок.

Художник работал практически во всех жанрах, в этом мире ему было интересно многое: картина на современную тему, пейзаж, в том числе городской, натюрморт, ню. Первые работы, выполненные художником в Перми – жанровые картины. Их он писал вместе с женой, сокурсницей по училищу и институту, Ираидой Николаевной Можарской.

Жизненному подвигу первых целинников посвящена картина «Приехала» (1957). Сюжетами двух других полотен стали эпизоды Великой Отечественной войны. «Солдатские письма» (1959) и «Горсть родной земли» (1967) – взволнованный рассказ о любви к Родине, о мужестве и стойкости советского солдата. Все работы были написаны в эстетике 1950-х годов. Картины экспонировались на областных, республиканских, а первая из них –«Приехала» – на всесоюзной выставке в Москве (1957). Наверное, поэтому, в эти годы среди художников он слыл как один из интересных «картинщиков». В это же время он много занимается  портретной  живописью. Создает портреты прославленных тружеников – Героя Социалистического труда маляра Н.Я.Политовой, железнодорожника В.Д.Кузнецова (Альбом. Фото 1) и других. Портреты подобного плана были заказными и нередко писались художниками достаточно формально, без действительного понимания человека и его судьбы. Это не относилось к Н.Ф. Можарскому. Живой, искренний интерес к людям наполнял портретные образы эмоциональным переживанием живописца, делая их  интересными для восприятия. Не случайно директор Пермской галереи, искусствовед  Н.Н.Серебренников назвал выполненные им портреты авторскими. Н.Ф. Можарский был из тех художников, которые могли слушать и слышать меняющееся время, в котором они живут. В 1960-е годы, переломные в отечественном искусстве, живопись художника становится более условной, авторский почерк и авторские интонации реализовывались более активно. На сложение нового языка оказала существенное влияние живопись художника Н. Фешина, кумира почти всех художников, окончивших Казанское художественное училище.

Можарский пишет натюрморты, пейзажи, портреты жены, сына. Они написаны легко, артистично, без намека на позирование. В этом проявилась редкая у художников способность показать в портретном образе самобытие модели.

Живописно красивы и поэтичны зимние пейзажи художника, окутанные серебристым маревом. Натюрморт «Шиповник. Камское море» из коллекции Пермской художественной галереи (Альбом. Фото 2) – яркое свидетельство влюбленности автора в красоту вечно живой природы, приносящей бездну эстетических переживаний. Заметное место в творчестве Н.Ф. Можарского занимает городской пейзаж. Наиболее известен пейзажный цикл «Пермь – наш город» (1968). Нужно отметить, что работы этой серии акварелей более остальных произведений наполнены историческими контекстами и ассоциациями. И чаще всего отсылают память зрителя к революционным событиям (Альбом. Фото 3). Художник находит для этих произведений свой язык, они экспрессивны, монументальны, с драматическими интонациями, захватывающей эмоциональностью (Альбом. Фото 4-7). Образ Перми лишен провинциальной успокоенности, наполнен жизненной энергией и силой. Таким энергичным и неуспокоенным запомнили художника современники.

Альбом. Произведения Н.Ф. Можарского из коллекции Пермской художественной галереи

 

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам