Пермские художники-фронтовики: Степан Колюпанов

Колюпанов Степан Федорович (1927-1988), художник-прикладник, скульптор-монументалист, эмальер, член Союза художников России (с 1965 г.). Творчество С. Ф. Колюпанова, жизнерадостное и оптимистичное, отсылает зрителей к героям, посвятившим свою жизнь и свой талант высокой миссии созидания, ради чего и воевал солдат Колюпанов.

С.Ф. Колюпанов. Фото с сайта Арт59.ру

Старшему поколению пермяков имя Колюпанова было известно, прежде всего, по монументальным работам. Наиболее известны панно «Наука», выполненное в технике эмали на фасаде здания бывшего НИИУМСа (ул. Ленина, д.66), стела из красного камня у входа в парк им. А. М. Горького, мемориальная стена в память погибшим в Великой Отечественной войне у Дворца им. Ф.Э. Дзержинского (ныне Дворец молодежи). Первым в Перми Колюпанов обратился к искусству эмали. 

С.Ф. Колюпанов. Панно "Наука". Фото с сайта НашУрал.ру

Но вначале была война. 

Уроженец Орловской области, С.Ф. Колюпанов был призван в Армию в 1944 году и отправлен учиться в школу минёров на Дальний Восток, на остров Русский (мыс Шигина). В действующую армию попадает в 1945 году в 68-й отдельный батальон связи при 1-й Краснознаменной армии. После Победы над Германией находился в запасном стрелковом полку Дальневосточного фронта. В связи с начавшейся войной с Японией был переброшен в 101-й Благовещенский укрепленный район, служил механиком быстродействующей телеграфной аппаратуры в 68-м батальоне связи. В 1948 году, с началом событий в Корее, служил на острове Русский.

Награжден  медалями «За Победу над Японией», юбилейными. Демобилизовался в 1951 году. Проходя службу в армии, заочно учился в Доме народного творчества им. Н. К. Крупской в Москве, а после демобилизации с 1951 года – в художественной студии г. Благовещенска, где занятия вел ученик И. Е. Репина П. С. Евстафьев. В это же время он работал в Благовещенских производственно-художественных мастерских. Здесь он познакомился со своей будущей женой, уроженкой г.Чусового Еленой Прокопьевной Плюсниной. Творческая неудовлетворенность заставила Колюпановых покинуть Дальний Восток. В 1960 году они уехали на Урал в поисках тем и материалов, которые способствовали бы их творческой реализации.

С.Ф. Колюпанов. Е.П. Плюснина. Панно. Строитель Руси. Из триптиха "Русские мастера". 1960-е

В Перми Колюпановы подружились с поэтом А. М. Домниным, знатоком коми-пермяцкого фольклора, журналистом Б. Н. Назаровским, знатоком и пропагандистом пермского звериного стиля. Влюбленные в Пермский край, они познакомили художников с местной мифологией и преданиями, которые заворожили их. В этих легендах берут начало многие замыслы произведений Колюпановых. Вначале супруги работали отдельно, каждый в своем жанре. С.Ф. Колюпанов занимался живописью, керамикой и скульптурой. Но наиболее плодотворным оказалось совместное творчество художников, связанное с новой для обоих авторов техникой эмали. Первые опыты были сделаны на Лысьвенском металлургическом заводе в цехе эмалевой посуды. Позднее они получили новую, специально оборудованную мастерскую с печью для обжига. Первая выставка эмалей Колюпановых в Перми состоялась в Доме журналистов в 1969 году. В 1970 их эмали экспонировались в Москве в редакции газеты «Советская культура» и в Центральном Доме литераторов. В их творчестве были излюбленные темы, к которым они неоднократно возвращались: «Война», «1905 год», «Мастера», «Космос». Много душевных сил отдали Колюпановы циклу «Мастера»: «Живописец», «Мастер каменных дел», «Строитель Руси», «Строитель Кижей», «Резчики», «Данила-мастер». Все эти работы повествуют о таланте русского народа. В эмали «Летун» авторам хотелось поведать об особенностях русского характера, его неуемной энергии и мечтательности. С темой «Мастера» тесно связана уральская тема, которую художники решают многопланово: через одухотворенную природу, особенно через образы сказов П. П. Бажова – "Синюшкин колодец", "Огневушка-поскакушка", "Золотой волос".

Большое место в их творчестве занимал коми-пермяцкий фольклор, чудские легенды и сказания. В эмалях на эту тему они размышляют о человеке, о его тесной связи с природой. Один из любимых образов – Мяндаш, Человек-Олень, который дал людям пищу, кров и одежду. Другие произведения Колюпанова на тему о связи человека и природы навеяны уже не легендами, а образами самой природы. Это многочисленные «Заповедники», «Корневичок», «Чаща», «Зимка», «Лес поет» и др. Много Колюпановы работали в жанре портрета. Особенно их привлекали образы писателей, творчество которых органично вошло и в их творчество – П. Бажова, А. Грина.

Творчество С. Ф. Колюпанова, жизнерадостное и оптимистичное, отсылает зрителей к героям, посвятившим свою жизнь и свой талант высокой миссии созидания, ради чего и воевал солдат Колюпанов.

Альбом. Произведения С.Ф. Колюпанова из собрания Пермской художественной галереи

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам