Пермские художники-фронтовики: Александр Репин

Репин Александр Иванович (1925-1997) – один из ярчайших художников России последней трети XX века.  Личность с неординарным взглядом на мир и большим живописным талантом, художник-философ, единственный из поколения шестидесятников, обратившийся к традиции модернизма. Свое миропонимание, суть бытия наиболее полно и адекватно  художник смог выразить в жанре пейзажа.  

А.И. Репин. Фото с сайта fnperm.ru

Александр Репин родился в селе Шамотайлово Таборского района Свердловской области. Отец Иван Воронов погиб при раскулачивании. Художник унаследовал фамилию матери. 

Перед войной он поступил  в Свердловское художественное училище, но закончить учебу не успел. В 1943 году он был призван в армию и направлен курсантом в Ленинградское  военно-медицинское училище, которое располагалось вначале в Перми, а затем в Омске. 

В 1944 году был отправлен в действующую армию в Войско Польское 2-го Украинского фронта. Служил фельдшером батальона, старшим фельдшером  полка. Прошел путь от Одера до  Эльбы в звании младшего лейтенанта медицинской службы. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За Победу над Германией», юбилейными, орденом «Серебряный крест заслуги» Польской народной республики». Демобилизовался в 1946 году в должности старшего фельдшера полка. В 1952 году начал все сначала – поступил, а в 1957 году окончил Свердловское художественное училище. Работал учителем рисования в Боровске Пермской области. С 1958 года жил и работал в Перми. В своих произведениях Александр Иванович почти никогда не писал о войне.  

А.И. Репин. Картина. 1941-й год. 

Все свое творчество он посвятил природе родного Прикамья  (См. альбом - "Весна на Весляне", "Родник", "Весна идет"). А.И. Репин – художник-философ, единственный из поколения шестидесятников, обратившийся к традиции модернизма. Свое миропонимание, суть бытия наиболее полно и адекватно  художник смог выразить в жанре пейзажа. Многочисленные ранние работы художника носят натурный характер (См. альбом - "Весенняя ночь на Вишере", "Май на Каме"). Эти работы говорят о том, что художник просто упивается прелестью неяркой уральской природы, ее пластическим разнообразием и выразительностью. Картина «Разлив на Каме» (1958) еще во всем натурная, но уже предвещает те космические масштабы, которые будут отличать работы Репина второй половины его творчества. Автор пишет огромную панораму камской долины, залитой до горизонта водой. Кое-где в этом океане воды видны небольшие островки незатопленных лугов изумрудного цвета, высокое небо, излучающее свет. Невольно вспоминаются строчки известного стихотворения  М.Ю. Лермонтова «Родина»: «…Разливы рек ее, подобные морям…».

А.И. Репин. Кама. 

Дальше следует трудное десятилетие поиска. С конца 1960–х годов автор отходит от натурных образов, стремится к обобщению как природных форм, так и предметов, созданных человеком. Здесь и поиск цвета, и пространственных решений. Занимала его и проблема передачи в живописи неощутимой категории – времени. (См. альбом, картина "Пространство и время")  Более тщательно выбирал мотивы и, главное, способ выражения, который со временем становился все более условным, абстрагирующимся от натуры. В этих поисках художник обращается к опыту французского художника П. Сезанна и других европейских авторов. Картина  «Кама» (1974) . демонстрирует новую концепцию природы. Непосредственность взгляда и эмоциональные переживания уступили место  логике, рациональному расчету. Образ продуман и просчитан. Репин создает не столько видимый образ любимой им Камы, сколько образ-мысль о грандиозности мира природы, связанности и единстве всего в этом мире. В ней он передает первозданную мощную силу природы, которая имеет свою внутреннюю конструкцию и структуру, свою логику развития, неподвластную человеку. В выборе мотивов, образном решении ощущается древний Урал, уральская мифология. Работы подобного плана позволяют говорить о близости мироощущения художника идее космизма, сформировавшейся в России в эпоху серебряного века. Пейзажи этого периода воспринимаются как откровения мастера. (См. альбом - "День и ночь", "Космическое пространство").

Но отход от прямого натурного письма не был для художника самоцелью. На позднем этапе творчества художник возвращается к жанру пейзажа, выполненного в реалистической форме.(Ж-2617) Но это была уже другая форма, возникшая на новом витке развития, обогащенном новым художественным опытом. Яркий пример – картина «Весна идет» из коллекции Пермской художественной галереи. Река, мощные обрывистые берега, льдины такой же граненой веками формы, как и земля и свет, которым наполнено все пространство, создают образ удивительной гармонии, сотворенной природой. В этой созидательной гармонии сливаются все силы природы – вода, земля, небо. Гармонии, которой так взыскала душа художника Александра Репина.

Альбом. Произведения А.И. Репина из собрания Пермской художественной галереи

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам