Время работы

Пермские художники-фронтовики: Афанасий Трапезников

Афанасий Никифорович Трапезников (1907-1985) – живописец, график, педагог, старейший художник Перми. Он встретил Великую Отечественную войну зрелым человеком, имевшим за плечами немалый жизненный опыт. Афанасий Никифорович – один из немногих художников Перми, кто оставил свои воспоминания, позволяющие прикоснуться к его судьбе.

Трапезников Афанасий Никифорович

 

Родился будущий художник в Перми в бедной многодетной рабочей семье. Несмотря на то, что стремление к рисованию проявилось рано, после окончания начальной школы ему пришлось думать о хлебе насущном. Работал сезонным рабочим на железной дороге, мяльщиком на кирпичном заводе, сторожил частные огороды. В 1923 году, его, 16-летнего паренька, работавшего в то время на конюшне учебного хозяйства университета на Липовой горе, рабочком (рабочий комитет профсоюзной организации) направил на учебу в Пермский художественный техникум. Афанасий учился вместе с будущим академиком В. М. Орешниковым, графиками П. И. Кузьмичевым и Е. В. Камшиловой. С большой теплотой вспоминал своих преподавателей В. А. Оболенского, И. Н. Вроченского, М. П. Каменскую.

После окончания техникума молодой художник был направлен в Лысьву, где с увлечением работал в заводском клубе, руководил изостудией, оформлял любительские спектакли. Он много ездил по Пермскому краю на крупные стройки. Поездки на стройки, заводы и колхозы были в то время неотъемлемой частью творческой жизни художников. В 1930–х годах А.Н. Трапезников принимал участие во всех крупных выставках, организованных Союзом художников.

Военная жизнь Трапезникова началась в 1939 году: он был мобилизован в армию и участвовал в разгроме Японии при Халхин-Голе. В годы Отечественной войны воевал на Дальнем Востоке, был командиром саперного взвода. Имел контузию. Среди наград – медаль «За победу над Японией», юбилейные медали. Об этом этапе своей жизни он рассказывал редко. Сохранилось несколько писем А. Н. Трапезникова с фронта директору галереи и председателю правления Пермского Союза художников Н. Н. Серебренникову. Он благодарит Серебренникова за помощь его семье, но более всего интересуется делами Союза: «Как то сейчас идет работа художников. Ведь такое время, такие темы для произведений. Наверное, уже художники пишут, и, наверное, Вы много сделали для поднятия больших волнующих полотен из Великой Отечественной войны…». В победном 1945 году художник стал участником большой художественной выставки к конференции Академии Наук СССР по изучению производительных сил  Молотовской области. Картина «Высоковольтная электролиния через Сылву» с этой выставки поступила в коллекцию Пермской художественной галереи. 

А.Н. Трапезников. Утро на Сылве. 1959

Творческое наследие А.Н. Трапезникова – это живописные работы, акварели, рисунки пером, карандашом, фломастером. Его патриотизм и любовь к Родине выразились не в картинах на тему войны, а в воспевании созидательной работы его современников, красоты уральской природы. Будучи человеком цельным, он обращался ко всем жанрам изобразительного искусства. Писал натюрморты, сюжетные картины на современные темы, портреты современников – простых тружеников, старых большевиков, почетных граждан города. Ему принадлежит портрет известного краеведа, основателя Березниковского музея Ивана Федоровича Коновалова, который находится в экспозиции музея.

Афанасий Никифорович обращался к разным видам пейзажа – городским, архитектурным, индустриальным, видам уральской природы.

Все произведения Трапезникова объединяла тема созидания новой советской страны. Она была понятна ему и органична для его творчества. Это нашло выражение в доминировании определенных образов и мотивов: строительство новых городов, возведение заводов, мостов, гидроэлектростанций, быстро меняющийся облик городских улиц и т.д. Работы Трапезникова, независимо от жанра, отличают непосредственность восприятия, светлые, мажорные интонации и поэтичность.

А.Н. Трапезников.  Азотно-туковый завод. Березники. 1973

Заметной страницей творчества художника стала поездка 1949 года в Березники на строительство нового социалистического города. Используя опыт прежней работы, автор пишет серию акварелей с изображением центральных улиц, скверов и проспектов авангардного "образцового города". Акварели написаны с большой теплотой, любовью и чувством сопричастности к творимой на глазах истории. Темы надежды, светлого пути – основной лейтмотив произведений А.Н. Трапезникова. В них убедительно и ярко выражена радость послевоенного бытия. Лучшие листы серии хранятся в Березниковском историко-художественном музее им. И.Ф.Коновалова.

«Будни великих строек» и в дальнейшем оставались ведущей темой в творчестве художника. Он неоднократно выезжал на Соликамский комбинат, Лысьвенский и Чусовской металлургический заводы, на строительство Воткинской ГЭС, Камского моста, привозил огромное количество натурного материала, служившего основой для работы над картинами. Произведения Трапезникова – это своеобразная художественная летопись, в которой воплощено становление советской цивилизации в Пермском крае, важнейшие ее страницы.

Лучшее из наследия художника сохраняется для потомков в фондах Пермской государственной художественной галереи, Чайковской картинной галереи, Пермском краевом музее и в других музеях Пермского края.

Альбом. Произведения А.Н. Трапезникова из собрания Пермской художественной галереи

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам