Пермские художники-фронтовики: Виктор Кузин

Виктор Федорович Кузин (р. 1926) – Заслуженный художник России, Почетный гражданин города Перми, участник Великой Отечественной войны. Виктор Федорович отдал искусству более половины столетия. На его счету – несколько сотен произведений, написанных с искренним восхищением,  любовью и поэтичностью. Произведения художника хранятся в Пермской художественной галерее, Институте русского искусства (Москва), Чайковской картинной галереи и многих других музеях, а также в частных коллекциях в России и других странах.

Кузин Виктор Федорович. Фото с сайта fnperm.ru

 

Для В. Ф. Кузина Великая Отечественная война не стала основным предметом творчества, но оказала большое влияние на его мировосприятие. Это проявилось в ответственном отношении к искусству, особой остроте восприятия, внутренней экспрессивности и драматизме  образов.

Родина художника – Владимирская область, здесь прошли его детство и юность. Здесь он окончил семилетку, работал на машиностроительном заводе в городе Гусь–Хрустальном, здесь же поступил в Гусевский стекольный техникум. Оттуда в 1943 году его призвали в армию. Службу проходил в 15-м учебном танковом полку в городе Владимире. На фронт был направлен в год совершеннолетия – в августе 1944-го. Попал на 1-й Прибалтийский фронт под Ригой, был наводчиком орудия СУ-76 (самоходная пушка).

Уже в наши дни Виктор Федорович вспоминал, что в полку все были старше, и его оберегали. Позднее воевал в составе 3-го Белорусского фронта, участвовал в боях под Кёнигсбергом. В январе 1945 года получил тяжелое и сложное ранение в лицо, осколок застрял в голове. Пришлось долго лечиться. Войну закончил в Каунасе, в госпитале. Демобилизоваться смог только в 1946 году. Среди наград – ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медали «За взятие Кёнигсберга»,  «За Победу над Германией», Медаль Г.К. Жукова, юбилейные.

После войны бывший фронтовик оканчивает среднюю школу и Ивановское художественное училище. Пермь, куда в 1952 году В.К. Кузин приехал работать после окончания художественного училища, стала местом его творческой реализации. Параллельно с преподавательской работой в школе он организовал и 15 лет успешно руководил студией при Дворце культуры им. Я.М. Свердлова. В студии занимались ежегодно до 200 человек. Это были недавние фронтовики, рабочие, студенты, учащиеся. Многие из его студийцев стали профессиональными художниками, среди них замечательные пермские графики и живописцы Ирина Лаврова (Заслуженный художник России), Рифкат Багаутдинов, Виктор Кадочников, Галина Хоменко, Владислав Бушуев, Лев и Юрий Заботины, Людмила Юрчатова, екатеринбургская художница Светлана Тарасова. 

В.Ф. Кузин. Воеводины палаты. 1967. Из собрания Пермской художественной галереи

Начинал художник с небольших живописных работ, светлых по настроению, запечатлевших пейзажи Прикамья. Обращался к портретной живописи, как правило, жанрового характера. Большую роль в его профессиональном становлении сыграла поездка на творческую дачу в Переславль-Залесский в 1963 году. Именно здесь, продолжая работать в масляной живописи, он приступил к освоению техники акварели. В этом древнем городе он впервые по-настоящему увидел и прочувствовал старину, открыл для себя красоту древнерусской архитектуры. С тех пор образы исторических мест и городов России с памятниками архитектуры на долгие годы станут любимыми для художника. А акварель будет основным видом его творчества.

Как и многие его коллеги-художники того времени, Кузин очень много ездил по стране. Из каждой поездки он привозил циклы акварелей – «Переславль-Залесский» (1963), «Борисоглебск» (1960-е), «Ростов» (1960-е), «Крым» (1965-1966), «Соловецкий монастырь» (1969), «Кирилло-Белозерский монастырь» (1969-1972), «По Белому морю» (1972), «Москва» (1976), «Север» (1979) и другие,– которые характеризуют его как замечательного, тонко чувствующего мастера. Ни одна всесоюзная выставка акварели не обходилась без участия В.Ф. Кузина.

С 1960-х годов в его творчество входит тема Урала, через которую художник обращается к истории и современности. В старейшем на Урале городе Соликамске его покорили памятники древнерусской архитектуры, в образах которой он подчеркивает величественность, нарядность и пластическую выразительность деталей.

В эти же годы Кузин начинает писать Пермь. В развитии и сложении иконографии Перми есть немалая его заслуга. Многочисленные поездки по стране, новизна впечатлений открыли художнику своеобразие города. О том, как и в чем художник видит красоту Перми, рассказывают пейзажи разных лет: «Старая Пермь» (1963), «Пермь. Улица К. Маркса» (1960-1961), «Оперный театр» (1963), «Конец марта» (1965), «Комсомольский проспект. Кинотеатр «Октябрь» (1967)...

В.Ф. Кузин. Улица К. Маркса. 1960-1961. Из собрания Пермской художественной галереи

В 1970-е годы в творчестве Кузина появляется жанр индустриального пейзажа. Интерес художника к технократическому миру и современным ритмам выразился в этих работах наиболее полно. Разобраться в особенностях нового для него жанра помогла поездка на Камский автозавод в 1973-1974 годах. Такие сильные мастера акварели, как латвийский художник Лаймонис Купцис, армянин Петрос Малаян раскрыли уральскому художнику Кузину своеобразную красоту индустриальных мотивов и новые возможности акварели в художественном воплощении этой темы. В результате поездки появилась серия «Сердце КамАЗа». Атмосфера предельного трудового напряжения, поражающая воображение мощь строящегося гиганта советской промышленности переданы художником ярко и убедительно. Позднее индустриальные пейзажи все чаще окрашиваются лирической мягкостью, более эстетическим восприятием создаваемых человеком инженерных конструкций. Замечательные по выразительности работы на индустриальные мотивы создаются и по впечатлениям от Мотовилих, и от поездок по Пермскому краю.

Через 42 года после войны В.Ф. Кузин впервые обратился к теме войны. Художник-ветеран создает серию произведений, отдавая дань памяти людям, завоевавшим Победу. Лучшие из них – «Война» (1987), «Высота безымянная» (1987), «Последняя война» (1989) приобретены в коллекцию Пермской государственной художественной галереи. Раньше художник не брался за эти темы – воспоминания оставались слишком тяжелыми. Но наступил момент, когда художник смог высказаться.

Виктор Федорович сегодня продолжает писать и сегодня, создавая светлые, лирические городские и сельские пейзажи, которые всегда были в центре его творчества.

Альбом. Произведения В.Ф. Кузина из собрания Пермской художественной галереи

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам