Пермские художники-фронтовики: Иван Сыкулев

Иван Владимирович Сыкулев (1918 – 1995), уроженец села Ильинского, пермский живописец, член Союза художников СССР, ветеран Великой Отечественной войны, участник многих областных выставок. Писал жанровые картины и портреты, в которых отражал образы современников, их жизнь и заботы.

И.В. Сыкулев. Фото с сайта проекта "Память народа"

Участник двух войн, живописец Иван Владимирович Сыкулев (1918-1995) на первую – финскую – ушел добровольцем после окончания в 1939 году третьего курса Пермского художественного техникума. Однако на финский фронт он не попал, судьба распорядилась иначе: его направили в другой конец страны, в район советско-японского военного конфликта на Халхин-Голе. Он служил в 127-м Краснознаменном мотострелковом полку 57-й мотострелковой дивизии 17-й армии: радистом, начальником рации, командиром взвода, начальником связи. С августа по сентябрь 1945 года участвовал в боевых действиях на Забайкальском фронте. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», юбилейными. На вопрос, за что получил орден Красной Звезды, ответил просто: «Прокладывал связь в трудных условиях». Никаких громких слов, никакой патетики.

И.В. Сыкулев. Атака. Рисунок 1980. Из собрания Пермской художественной галереи

И.В. Сыкулев. Автопортрет. 1987. Из собрания Пермской художественной галереи

Как и другим его коллегам, И.В. Сыкулеву после войны пришлось начинать все сначала. В 1947 году, 30-летним, он поступает в Свердловское художественное училище, а в 1953 возвращается в Пермь: занимается педагогической работой, ведет студию, с 1955 года участвует в выставках. Иван Сыкулев – один из немногих пермских художников-фронтовиков, который в своем творчестве обращался к теме войны – в сюжетных картинах «На привале» (1958), «Солдатское сердце» (1959) и других. О картине «На привале» директор Пермской художественной галереи искусствовед Н.Н. Серебренников писал, что она "убедительна по своей жизненности".

На другой вопрос – какой опыт он вынес с войны, художник ответил: «В армии мне приходилось встречаться со многими людьми. Их объединяло умение не щадить себя ради мирного завтра. Я встречал таких людей и после войны». Художник оценивал, прежде всего, человека, он сформулировал те качества человеческой личности, которые помогли выстоять и победить в войне, и те, которые ценил он сам. Такие люди и стали героями его полотен – сильные духом, надежные, не боящиеся трудностей, и, конечно, любящие свою Родину. Творческие задачи для живописных портретов Иван Владимирович формулирует просто и внятно: «…минометчик Н. Тудвасев, кавалер орденов Славы и Красной Звезды, прошедший всю войну, с ним я подружился в родном Ильинском. В. Кондарицкий – добрый, мужественный человек, прошедший фашистские лагеря, Герой Социалистического труда телятница Т. Полуянова [...] олицетворяют грани многоликого русского характера». Стратегическое слово сказано самим художником: его интересовал русский характер, лучшие, созидательные его стороны. В этом контексте интересен «Автопортрет» 1987 года, где художник изобразил себя не столько творческой личностью, сколько сильным, неравнодушным и ответственным человеком, что сближает художника с персонажами его портретных композиций.

Работал художник и над картинами на тему современной жизни. Критика отмечала как "творчески интересные" картины «Заочница» (1957), «Сплавщики» (1961). Для сбора материала по теме лесозаготовок Сыкулев ездил на Керчевский сплавной рейд. В соавторстве с художником В. И. Дудиным работал над картиной, посвященной одной из бригад коммунистического труда рабочих-металлистов Лысьвенского металлургического завода. Картина также была отмечена местной критикой. И в земледельце, и в трактористе, и в слесаре, и в рабочем-сплавщике он ощущает значительность характера, за каждым – своя непростая, но достойная судьба.

И.В. Сыкулев. Праздник в Ильинском. 1973. Из собрания Пермской художественной галереи

Проявление созидательной силы русского человека он находил, не выезжая далеко, в своем родном селе Ильинском, в людях села. Жизнь и заботы простых людей стали главными темами в творчестве  И.В. Сыкулева. Он пишет своих современников в работе и в минуты отдыха, коллективных праздников. Наиболее известной, побывавшей на многих выставках, в том числе на зональной «Урал социалистический» в Тюмени, стала его работа «Праздник в Ильинском» (1976). На шумную, многолюдную площадь художник предлагает смотреть сверху. Зрители видят группы нарядных людей разного возраста, лихих мотоциклистов, детские коляски, круг с танцующей молодежью, грузовые машины с красными транспарантами, телеги, дома, знамена, развевающиеся на трибуне. В общем, целый бурлящий мир. Люди на мирной земле, радость и неизбывность жизни – так можно сформулировать основную идею этого эпического полотна. Тема праздника выбрана не случайно. Праздник – это выражение человеческого единения и согласия во имя общих созидательных целей. Ведь именно за это сражался на войне солдат Иван Сыкулев. 

И.В. Сыкулев. Осенний мотив. 1965. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам