Пермские художники-фронтовики: Иван Борисов

Борисов Иван Степанович (1925-1995) – живописец, акварелист, Заслуженный художник РСФСР, участник Великой Отечественной войны. Иван Степанович демобилизовался в 1946 году. Окончил Свердловское художественное училище, затем Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. С 1957 г. жил и работал в городе Перми. Иван Борисов по праву считается главой пермской группы акварелистов, сложившейся в нашем городе в 1960-е годы. В коллекции Пермской галереи хранятся лучшие акварельные листы Борисова - более 180 произведений.

Борисов Иван Степанович. Фото с сайта fnperm.ru

 

Творчество знаменитого акварелиста, Заслуженного художника России Ивана Степановича Борисова (1925-1995) позволяет утверждать, что участие в Великой Отечественной войне заставило его глубоко и осознанно ценить мирную жизнь, наслаждаться эстетической красотой природы, ощущать гармонию мира, и в своих работах доверительно рассказывать об этом зрителю.

Свое призвание Иван Степанович осознал рано. Желание стать художником привело 15-летнего мальчика в 1940 году вначале в студию при Центральном Доме пионеров в Москве, затем в Сокольническую изостудию. В 1942 году он поступает в Свердловское художественное училище, а в 1943 году его призывают в армию.

На войне Борисов командовал стрелковым взводом 47 армии первого Белорусского фронта. Дважды был ранен. Войну закончил двадцатилетним юношей в звании младшего лейтенанта. Награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2-й степени, юбилейными медалями.

После войны бывший фронтовик вновь поступает на первый курс Свердловского училища, а после его завершения – в Московский институт декоративно-прикладного искусства. Через год институт расформировали, и Борисов переводится в Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, на факультет монументально-декоративной живописи. Его дипломная работа – мозаичное панно «Мозаичное производство» – экспонировалась на всесоюзной художественной выставке к 40-летию Октябрьской революции, а эскиз панно был показан в 1957 году на выставке произведений к VI Всемирному фестивалю в Москве.

С 1957 года И. С. Борисов живет и работает в Перми. С 1959 года много времени поводит в поездках по Пермскому краю, поразившему художника раздольем, безбрежностью лесов, причудливостью гор и камней. С этого времени он начинает активно работать в технике акварели. А уже в 1962 году в залах Пермской художественной галереи состоялась его первая персональная выставка. По сути, это была первая в Перми выставка акварелей из произведений местного автора. А художник продолжает учиться и совершенствоваться, ставит перед собой все новые и новые задачи, связанные с расширением возможностей акварели.

И.С. Борисов. Ростов великий. 1969. Из собрания Пермской художественной галереи

Эксперименты, поиски новизны были нужны ему для того, чтобы наиболее полно выразить переполнявшие его чувства, но никогда не были самоцелью. Борисов осваивает композиционную акварель, ищет «свои» темы и мотивы. В акварелях появляется картинность и связанная с ней обобщенность образа. Большую роль в его становлении оказали поездки на творческие дачи. И как результат – участие на многочисленных престижных выставках самого высокого уровня: на всех всесоюзных выставках акварелей, начиная с первой в 1965 году; выставках советской акварели в Чехословакии, Румынии, Югославии, Норвегии; межзональной выставке «Урал, Сибирь, Дальний Восток» (1971). Он стал участником всех зональных выставок «Урал социалистический», всех всесоюзных выставок акварели и многих других, как в своей стране, так и за рубежом.

Как все художники его поколения, он много ездил по стране. Его маршруты необозримы. В пейзажах Золотого кольца, Урала, Сибири, Подмосковья, Прибалтики, Крыма, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Тувы, Волги, Камы, Енисея предстает во всем своем разнообразии и неповторимости многоликий, созидательный, цветущий мир большой Родины.

И.С. Борисов. Церковь в Кунгуре. 1968. Из собрания Пермской художественной галереи

Архитектурные пейзажи художника – это проникнутые большой любовью художника к огромному цельному миру картины русской природы, которая вбирает в себя золотистые и синие купола величественных храмов, удивительную соразмерность древнерусской архитектурны и окружающего ландшафта.

Борисов писал "чистые" пейзажи, не менее активно – городские и индустриальные, в которых рассказывал о великих стройках. Индустриальные мотивы, промышленное строительство и поэзия созидания является лейтмотивом множества работ И.С. Борисова. Лучшие из них написаны по впечатлениям, полученным в Прикамье – Соликамске, Березниках, Губахе. В этих работах автор передает мощь современной техники, энергию трудовых усилий и упорство человека. В этих образах Кама представляется труженицей, а весь Пермский край видится пространством созидания и обновления. Пейзажи, возвышенные и монументальные, проникнуты чувством восторга перед красотой окружающего мира и ощущением целостности человеческого бытия.

Альбом. Произведения И.С. Борисова из собрания Пермской художественной галереи

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам