Пермские художники-фронтовики: Фарит Мухайлов

Мухайлов Фарит Мухлисович (1925-1971), уроженец села Барда Пермской области, живописец,  член Союза Художников СССР, участник Великой Отечественной войны. После демобилизации выбрал путь художника - в 1953 году с отличием окончил Казанское художественное училище, с 1954 года до последних дней жизни работал в Пермской организации Союза художников. Участник многочисленных выставок - областных, зональных и всесоюзных. 

Фарит Мухлисович Мухайлов

Имя живописца Фарита Мухлисовича Мухайлова (1925-1971) известно нескольким поколениям пермских зрителей замечательным портретом Героя Советского Союза летчика Анвара Гатауллина. В 1958 году художник-фронтовик решил написать портрет летчика-фронтовика, совершившего подвиг в 21 год. Когда создавался портрет, художнику было 33, а летчику – 35 лет. Портрет экспонировался на всесоюзной выставке в Москве и сразу же был закуплен в собрание Пермской государственной художественной галереи. В 1960-1980-х годах он находился в постоянной экспозиции отдела советского искусства. Фронтовик Мухайлов создал лучшее свое произведение, портрет Гатаулина стал подлинным шедевром в его творчестве.

Героическое начало в человеке Мухайлов умел передавать без внешней патетики, без искусственной приподнятости. Героика очень естественно живет в его персонажах, в том числе, и в образе Анвара Гатауллина. Композиция портрета очень проста: летчик изображен сидящим в летной кожаной куртке на фоне серебристо-голубой стены, напоминающей цвет неба. В его позе нет намеренного позирования, желания выглядеть эффектно. Он словно только что вернулся из очередного задания и готов действовать дальше. В нем все естественно: и поза, и жесты, и выражение умного лица. В его образе есть мужская сила, уверенность в себе и человеческая надежность. Думается, что таких людей, как Гатауллин, называют солью земли.

Ф.М. Мухайлов. Портрет Героя Советского Союза А.А. Гатаулина. 1958. Из собрания Пермской художественной галереи

В действующую армию будущий художник был призван в 1943 году. Воевал в составе 2-го Украинского фронта пехотинцем. Участвовал в освобождении Венгрии, Чехословакии, Австрии. Имел два ранения. Демобилизовался в 1946 году. Награжден двумя медалями «За отвагу» (1944, 1945), медалями «За взятие Будапешта», «За Победу над Германией», юбилейными.

После войны Фарит Мухлисович окончил Казанское художественное училище (1949-1953). Участвовать на выставках начал с 1955, в Союз художников вступил в 1962 году. Постоянно стремился к творческому развитию, профессиональному совершенствованию. Его произведения представлялись на выставках всех рангов – от городских до всесоюзных. К работе художника Мухайлов относился вдумчиво и серьезно. Он был цельным художником и человеком. Писал то, что хорошо знал и бесконечно любил. Работа с натуры являлась для него основным методом работы. Натура была своеобразным идеалом, он вдохновлялся ею, изучал ее, извлекал из нее максимум выразительности и характерности, не навязывая своей воли. Отличало художника живописное восприятие натуры. Он много ездил по краю, в том числе по индустриальным районам. Но лебединой песней его творчества стала сельская тема. Уроженец села, художник до конца своей жизни не порывал связи со своей малой Родиной, горячо им любимой Бардой. Каждое лето он отправлялся в Барду писать этюды.

Жизнь села, его жители, их дела и заботы – основной вдохновляющий стимул для творчества художника. На его картинах – образы земляков, поля, речка, деревенские улицы. Среди центральных работ художника портрет механизатора Ш. Муратова (1956), портрет лучшего пастуха области Якина (1960), портрет знатного кукурузовода Х.А. Адутова (1961), картина «Трактористы». Он писал своих героев в их естественной среде, на природе, писал с глубокой заинтересованностью и любовью. Любовь художника к людям и восторг перед природой ощущаются в каждой работе. 

Ф.М. Мухайлов. Деревня летом. 1960-е. Из собрания Пермской художественной галереи

Произведения художника отражают авторскую философию творчества, жившую в нем как некое нравственное чувство. Основную тему творчества Мухайлова можно сформулировать так: земля и сроднившиеся с ней люди. Крестьянский труд связывает человека и природу, и художник в своих работах показывал поэзию и красоту труда, красоту природы. В картинах «Хлеб», «Пасека. Свежий мед» эта тема реализуется художником особенно полно. Герои всех его картин как будто живут по божьим заповедям в постоянной заботе о хлебе насущном. 

В картине «На току» ощутима эпоха хрущевской оттепели, стремление к более условному художественному языку и иному образному решению. Прежними остаются идеалы гармонии и красоты.

Менее известна еще одна работа художника, связанная с событиями Великой Отечественной войны. Это портрет Мусы Джалиля, татарского поэта, журналиста и военного корреспондента, попавшего в немецкий плен. За участие в подпольной организации он был казнен в военной тюрьме Плётцензее. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Душа солдата Мухайлова не могла не отозваться на известие о трагической судьбе Джалиля, и он увековечил память еще одного героя войны.

Альбом. Произведения Ф.М. Мухайлова из собрания Пермской художественной галереи

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам