Время работы

Фарфоровая скульптура Эльвиры Еропкиной

Еропкина Эльвира Игоревна (1944-2004) - член союза художников СССР, талантливый скульптор и художник по росписи фарфора. Произведения Эльвиры Еропкиной из собрания Пермской галереи исполнены в период высокого взлета ее творческого дарования, наряду с теми лучшими, которые ныне хранят Эрмитаж, Государственный исторический музей, Музей-усадьба «Кусково» и другие сокровищницы России. Её фарфоровая скульптура – пример пластики советского периода второй половины ХХ века - по праву стоят в одном ряду с произведениями выдающихся творцов русского фарфора.

Э.И. Еропкина. Скульптура. Цветочница. 1986. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Эльвира Игоревна Еропкина (1944-2004) – ведущий художник Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова – живой истории русского искусства. Поколение выпускников Мухинского училища (ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица) конца 1960-х – начала 1970-х годов, к которому принадлежала Э. Еропкина, значительно повлияло на изменения в декоративно-прикладном искусстве Ленинграда. Расширился набор изобразительных средств, произошел отход от традиционного декорирования функциональных предметов в сторону станковых произведений. Обогатилось понятие керамической композиции. Лиричность, юмор, гротеск, философичность – всё это ярко проявлялось на выставках в произведениях художников-керамистов. Из этой же среды студентов «Мухи» вышли и те, с кем связан процесс обновления творческого коллектива ЛФЗ.

В период с 1969 по 1977 г. на ЛФЗ появились И. Олевская, Т. Афанасьева, Н. Петрова, Г. Шуляк, А. Ларионов О. Матвеева – художники, которые вместе с Эльвирой Еропкиной сформировали своим творчеством образ ленинградского фарфора 1970-х–1980-х годов. Рядом с ней работали и классики фарфора: А. Воробьевский, И. Ризнич, А. Яцкевич, А. Лепорская, Н. Славина, В. Городецкий, П. Веселов и другие мастера, о которых искусствоведами написаны статьи и книги.

Большинство авторских образцов произведений Э.И. Еропкиной в фарфоре хранятся в Эрмитаже, в Государственном музее истории России,  в музее декоративно-прикладного искусства «Кусково». Она автор пластической формы и росписи фарфора. Её скульптуры можно найти в фондах и экспозициях музеев Павловска, Сергиева Посада, Владивостока, Красноярска, Новосибирска и других.  

Э.И. Еропкина. Скульптура. Город в цветах. Из собрания Пермской художественной галереи

 

В собрании Пермской государственной художественной галереи хранятся три великолепных произведения Еропкиной, три жанровых фарфоровых скульптуры: «Ритм» (1985), «Цветочница» (1986) и «Город в цветах» (не датирована автором). В собрании галереи скульптуры оказались в 1987-89 гг., благодаря инициативе ее сотрудников. Первой в коллекцию была привезена «Цветочница». Тогда же поступили работы других известных скульпторов и художников ЛФЗ - А.И. Борисова, Т.В. Афанасьевой, Г.Д. Шуляк.

Скульптура «Ритм» поступила в следующем, 1988 году, когда собрание галереи вновь пополнилось произведениями легендарных мастеров фарфора: Н.Д. Данько, Т.Н. Беспаловой-Михалевой, Л.И. Григорьевой, И.С. Олевской, Е.М. Маевой, А.В. Ларионова и других (всего 60 работ 12 художников старшего и молодого поколения ЛФЗ).

Все три скульптуры из Пермской галереи превосходны по своему пластическому совершенству и выразительному живописному решению. Они посвящены образам современниц автора – романтичным, возвышенным, ярким. Пронзительная лирика холодной северной столицы звучит в плавных, изысканных, почти «тающих» линиях женских фигур «Цветочница» и «Город в цветах». Они – будто аккорды симфонии, посвященной невской столице.

 

Э.И. Еропкина Скульптура. Ритм. 1985. Ракурс 1. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Иное пластическое и живописное решение у скульптуры «Ритм», на котором мы и сосредоточим все наше внимание. Здесь динамика «жаркого» музыкального вихря клавиатурно-графична и раскрыта в образе певицы, который невольно ассоциируется с Аллой Пугачевой – самой яркой в то время героиней советской эстрады.

На фигуре «Ритм», кроме подписи автора, исполненной краской, есть подпись, врезанная в сухую необожженную массу. Эта фигура впервые нами была опубликована в книге «Эльвира Еропкина. Фарфор – Керамика» (М. Тубли. Санкт-Петербург, 2009).

Нам удалось установить, что скульптура «Ритм» была исполнена художником в единственном экземпляре, композиция уникальна, её повтора нет ни в Эрмитаже, где творчество Еропкиной представлено наиболее полно, ни в других музейных и частных коллекциях, зарубежных и отечественных. Через год после «Ритма» Еропкина вновь обращается к образу «Женщины, которая поёт», – в фигуре из композиции «Мир и молодёжь». Но там «слышна» совсем другая музыка (рок-певицы), переданная языком иной пластики – угловатой, ломанной, агрессивной.

Произведения Эльвиры Еропкиной из собрания Пермской галереи исполнены в период высокого взлета ее творческого дарования, наряду с теми лучшими, которые ныне хранят Эрмитаж, Государственный исторический музей, Музей-усадьба «Кусково» и другие сокровищницы России: «Ветер» (1985), «Интересная сказка» (1986), «В парикмахерской», «Болтунья» (1987), «Т. Карсавина в роли Жар-птицы», (1988), «Петрушка», «Арап», «Анна Ахматова» (1989) и другие.

Её фарфоровая скульптура – пример пластики советского периода второй половины ХХ века, первых лет «перестройки». Фарфоровые произведения Э.И. Еропкиной по праву стоят в одном ряду с произведениями выдающихся творцов русского фарфора.

Э.И. Еропкина. Скульптура. Ритм. 1985. Ракурс 2.

Э.И. Еропкина. Скульптура. Ритм. 1985. Ракурс 3.

Э.И. Еропкина. Скульптура. Ритм. 1985. Ракурс 4.

Э.И. Еропкина. Скульптура. Ритм. 1985. Ракурс 5.