Цвет в искусстве: синий

"Если спросить нас, что означают слова «красный», «синий», «черный», «белый»? – мы, конечно, сразу можем показать предметы, имеющие такие цвета. Но наша способность объяснить значение этих слов на этом и кончается."
 Л. Витгенштейн. «Заметки о цвете».

"Отсутствие синего или неточность его названий в цветовом лексиконе древних греков прежде всего должны изучаться в связи с самим словарем, его формированием, его бытованием, а затем в связи с системой ценностей, на которой он строится, и тем обществом, которое этими словами пользуется; но никак не нейробиологическим аппаратом. Палочки и колбочки – это одно, а цветовые термины – совсем другое."
М. Пастуро. Цвета нашей памяти. 

И. Казаринов. Икона. Богоматерь Благодатное небо. 1741. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Мы воспринимаем мир в цвете, поэтому он прекрасен и красочен. У каждой эпохи, в каждом географическом пространстве, у каждого мастера было свое восприятие цвета.   Колористическая палитра менялась со временем, зависела от традиции и возраста, философии и психологии. Однако на каждом этапе возникали свои предпочтения, трактовки и увлечения тем или иным цветом в искусстве.

Сегодня мы говорим о синем. Он один из самых сложных, многослойных, имеет множество оттенков. Считается, что им мало пользовались древние греки, но зато любили египтяне. Он становится одним из ключевых в эпоху средневековья и одним из главных – в Возрождении. В период Нового времени синий цвет – неотъемлемый для практически любого изображения, любого произведения живописи, хотя присутствует в нем в разной степени.

Цвета в искусстве делятся на основные и дополнительные. Основные – синий, красный, желтый. Если мы посмотрим на цвета как на определенный спектр световой волны, то именно смешение этих трех частей спектра даст нам белый свет. Дополнительные цвета получаются при смешении двух основных: красный + желтый даст нам оранжевый, синий + красный – фиолетовый, а синий + желтый – зеленый. Итак, синий – одни из трех основных цветов. Его присутствие при смешивании красок может привести к созданию пурпурного или бирюзового, сиреневого или даже розового. Как же его воспринимают художники, а через них и зрители?

В христианской культуре традиционно синий цвет считался символом истины и набожности. По словам Стивена Блейхера, профессора университета Костал Каролина, еще с пятого века начинает формироваться цветовой код для изображения определенных святых. Так, Петр предстает перед нами в белых и синих одеяниях, Павел — в зеленых и красных, Мария Магдалина — в фиолетовых, Дева Мария — в синих. Такой выбор цветов определен более широкими символическими представлениями о назначении каждого цвета. Объясняется этот выбор тем, что синий – цвет небес, истины и божественной любви.

Первая научная теория цвета создается Иоганном Вольфгангом Гёте (да-да, великий поэт был философом искусства и даже считал свои теоретические работы более важными, чем стихи) в 1810 году. В книге «К теории цвета» он пишет: «Краски вызывают в людях большую радость. Глаз нуждается в них так же, как он нуждается в свете. Вспомните, как мы оживаем, когда в пасмурный день солнце вдруг осветит часть местности и краски станут ярче». Взгляд на синий цвет у Гёте был характерен для поэтов-романтиков. Он пишет: «Как желтый цвет всегда несет с собой свет, так про синий можно сказать, что он всегда несет с собой что-то темное. Этот цвет оказывает на глаз странное и почти невыразимое воздействие. Как цвет это – энергия; однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто. В нем совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя. Как высь небес и даль гор мы видим синими, так и синяя поверхность кажется как бы уходящей от нас. Подобно тому, как охотно мы преследуем приятный предмет, который от нас ускользает, так же охотно мы смотрим на синее, не потому, что оно устремляется в нас, а потому, что оно влечет нас за собою. Синее вызывает в нас чувство холода, так же как оно напоминает нам о тени. Комнаты, отделанные в чисто-синий цвет, кажутся до известной степени просторными, но, в сущности, пустыми и холодными. Нельзя назвать неприятным, когда к синему в известной мере добавлять положительные цвета. Зеленоватый цвет морской волны скорее приятная краска».

Гёте закладывает принцип символической монохромии, и впоследствии, с легкой руки философа Освальда Шпенглера, этот «перспективный, близкий к темноте, далекий» цвет будет назван «фаустовским, трансцендентным, духовным». Идеи Гёте были восприняты многими живописцами эпохи романтизма. 

Юнгхайм Карл. Долина Лаутербруннер. 1861. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Ровно через сто лет, в 1910 году Василий Кандинский напишет книгу «О духовном в искусстве», где так же даст характеристику цвета. О синем он скажет: «возникают краски бешеной силы, в которых совершенно отсутствует дар углубленности. Последний мы находим в синем цвете... То же, когда мы даем синему цвету действовать на душу (в любой геометрической форме). Склонность синего к углублению настолько велика, что она делается интенсивной именно в более темных тонах и внутренне проявляется характернее. Чем темнее синий цвет, тем более он зовет человека в бесконечное, пробуждает в нем тоску по непорочному и, в конце концов, — сверхчувственному. Это — цвет неба, как мы представляем его себе при звучании слова «небо». Синий — типично небесный цвет. При сильном его углублении развивается элемент покоя. Погружаясь в черное, он приобретает призвук нечеловеческой печали. Он становится бесконечной углубленностью в состояние сосредоточенности, для которого конца нет и не может быть. Переходя в светлое, к которому синий цвет тоже имеет меньше склонности, он приобретает более безразличный характер и, как высокое голубое небо, делается для человека далеким и безразличным. Чем светлее он становится, тем он более беззвучен, пока не приведет к состоянию безмолвного покоя — не станет белым. Голубой цвет, представленный музыкально, похож на флейту, синий — на виолончель и, делаясь все темнее, на чудесные звуки контрабаса; в глубокой, торжественной форме звучание синего можно сравнить с низкими нотами органа». 

Г.И. Трошков. При луне. 1988. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Психологи сегодня подтверждают, что «синий цвет в человеческом сознании ассоциируется со стихиями воздуха и воды, с бесконечным пространством – от далекой высоты небес до далекой глубины океана. От бесконечности бытия до страха смерти. Потому и восприятие активного синего цветового пятна самое неоднозначное и разнообразное, очень сильно меняющееся в зависимости от места положения этого пятна, от размера пятна и от соседства других цветовых пятен. На подсознательном уровне активное синее цветовое пятно может действовать очень по-разному, не только успокаивать и способствовать медитации, как это говорят сегодня, но и вызывать уныние, меланхолию, грусть, может будоражить и восхищать, а может и ужас вселить. Даже простое сравнение вербальных образов, где есть прилагательные, выражающие синий цвет, дает очень разное впечатление. Сравните свои ощущения, когда Вы слышите: «синее небо», «синий всадник», «голубая роза», «синие глаза» или «синие носы и губы». Очень разные чувства испытаете. Если во всех этих случаях поставить прилагательное «красный», возникнет устойчивый образ чего-то пламенеющего, хоть на небе, хоть на лице. Образ напряженной динамичности, сильной эмоции. Другое дело с синим цветом – от гармонии и волшебства к дисгармонии. И это вербальные образы, а при создании образов визуальных все еще сложнее. И потому в религиозном искусстве разных эпох, где по определению необходимо присутствие, как Божественных сил, так и сил тьмы, синий цвет использован часто; а в светском искусстве, призванном в большей степени служить украшением богатых домов и удовлетворять вкусы заказчика, этого цвета немного. При этом, чем сильнее тенденции материализма, тем меньше синего, потому как важен цвет объекта, а не пространства. Каждый живописец знает, что положенный на абстрактное голубое цветовое пятно коричнево-красный мазок уже производит впечатление объекта, некоего «тела» и автоматически выходит на первый план».  

Любопытно, что в современном мире синий – один из наиболее часто выбираемых цветов в качестве излюбленных или предпочитаемых при всяческого рода опросах. В современном мире синий стал распространен в выборе цвета для военной формы и просто мужского костюма (стал одним из официальных).

В качестве символа гармонии он стал цветом флага Организации Объединенных наций и Евросоюза. В то же время, синий часто трактуется двояко: светлые тона, такие, как голубой и светло-голубой несут позитивный настрой. Их созерцание приносит покой и расслабление, способствует снятию стресса. Голубой даже считается немного легкомысленным и несерьёзным цветом, взять хотя бы известное выражение «голубая мечта», означающее что-либо маловероятное и несбыточное.

Индиго – глубокий, насыщенный синий цвет. Его принято отождествлять с высоким уровнем умственного развития и высшими знаниями. К примеру, одарённых интеллектуально детей называют «дети-индиго».

А.А. Винт. Штиль. 1980. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Тёмно-синий цвет имеет более негативное значение. В нашем подсознании он ассоциируется с неспокойными морскими волнами, таящими опасности и угрозу для жизни. Также в фольклоре с помощью этого оттенка изображали «синих демонов» — особо опасных и коварных существ из потустороннего мира, которые встречаются в мифах многих народов мира.

Говорят, что человек, предпочитающий синий в качестве основного оттенка в одежде, скорее всего, интроверт. Он склонен к аналитической работе, предпочитает спокойное времяпрепровождение шумному веселью. Преобладание синего цвета в гардеробе также говорит о скрытности и замкнутости его хозяина. Возможно, перед вами отшельник, который дорожит своим одиночеством и личным пространством. Не удивляйтесь, если, придя к нему в гости, вы увидите, что весь интерьер тоже выдержан в серо-синих тонах.  Правда, стоит отметить, что «синие люди» обладают высокими умственными способностями и часто становятся выдающимися учёными.

 Но, как и любой другой цвет, синий имеет и негативное значение. Его переизбыток угнетает и может стать причиной необоснованной хандры. К тому же синий притупляет активность и желание действовать. Поэтому психологи рекомендуют любителям всего синего иногда позволять себе носить одежду яркого красного, жёлтого, оранжевого, красного, розового или зелёного оттенка. 

П.И. Келин. Женский портрет. Начало XX века. Из собрания Пермской художественной галереи
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам