Цвет в искусстве: красный

Красный свет, красный конь, красная дорожка… Сегодня все о нем, о красном цвете. Один из самых сложных, самых древних и самых многообразных, эмоциональных и сложных. С него начинается хроматическая шкала – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый, – он стоит первым в этом ряду. И практически ни один живописец не может его избежать.

Фото 1. Семен Хромой. Богоматерь Одигитрия (Смоленская). 1611-1616

 

Он один из самых ранних, появившихся в палитре древних художников, и самых современных, присутствующих в промышленном дизайне. Символ крови и власти, храбрости и страсти. Без него не обходилось искусство средневековья и авангарда, а сегодня не обходится мода и косметика.

Красный пигмент на основе охры был одним из первых, которым пользовались первобытные художники. Он воспринимался как аллюзия на кровь и победу, не случайно именно красноватыми оттенками создавали ритуальные рисунки.  Со временем красный усложняется, для его производства начинают использовать  киноварь, ртутный минерал, а еще позже – кошениль, алый пигмент, получаемый из насекомых. 

В эпоху средневековья, в иконописи и настенных росписях, цвет становится каноническим. Изображение каждого святого должно было выполняться в определенной цветовой гамме. И показательно, что оттенками красного пишут хитон (нижнюю одежду) Христа и мафорий (верхний плащ) Богоматери. 

Фото 2. Иван Максимов. Спас Великий архиерей. 1677

 

Цвет, в который одеты самые главные персонажи Священной истории, символизирует собой сочетание небесного и земного, божественной чистоты и царской власти(фото 1, 2) – их одеяния получают оттенок пурпура, сочетания красного с синим. Пурпурный цвет столетиями ассоциировался с королевской властью и богатством. 

Королева Англии Елизавета I даже запретила всем, кроме близких членов королевской семьи носить пурпур. Элитарность этого цвета связана с тем, что раньше это был редкий и потому дорогой краситель.Ткани пурпурного цвета были возмутительно дорогими, так что лишь правители могли позволить их себе. И именно в такой, царский, цвет символически окрашивают одежды Христа и Богоматери иконописцы.

А вот в «Рождестве Иоанна Предтечи» (фото 3) цвет покрывала св. Елизаветы, плащ Захарии и одежды служанки получают яркий, радостный алый оттенок, создающий впечатление праздника.  Здесь он ясный, нарядный – именно таким предстает этот цвет и в народном искусстве: цвет полотенец и крестьянской рубахи, шкафов и сундуков из деревень Пермского края, на игрушках Полхов-Майдана и жостовских подносах (фото 4).

Фото 3. Семен Хромой. Рождество святого Иоанна Предтечи. 1611-1616

 

В то же время остаются оттенки красного, которые воспринимаются как аристократические. На портрете австрийской императрицы Марии-Терезии работы Мартина ван Мейтенса сложный красный цвет королевской мантии с розовыми переливами оттеняет вышитый шелком и золотом узор парадного платья (фото 5) . А всполохи на красно-кирпичном  плаще Александра Сергеевича Строганова становятся фоном для звезды ордена св. Андрея Первозванного (фото 6) .

Да, в классическом искусстве оттенков красного не счесть. Не случайно И.-В. Гете в своей книге «Учение о цвете», к которой мы будем всякий раз возвращаться, говорит, что чисто красный является  гармоничным соединением полюсов желтого и синего и поэтому глаз находит в этом цвете «идеальное удовлетворение». Красный (кармин) производит впечатление серьезности, достоинства или прелести и благоволения. Более темный символизирует старость, а светлый — юность. В то же время красно-синий  цвет вызывает ощущение беспокойства, это цвет живой, но безрадостный.

А в сине-красном впечатление беспокойства значительно возрастает. Гете считал, что выдержать этот цвет длительное время очень трудно, если он не разбавлен.

Фото 4. В.П. Полева. Поднос. 1986

 

В эпоху авангарда красный становится одним из главных цветов в палитре русских художников, ассоциируясь и с народными традициями, и с «красным петухом», полыхавшим по деревням. Праздник сочетания розовых и красных в картине А. Архипова «Баба» (фото 7) разбивается об оттенок пожара в «Девке» Ф. Малявина (фото 8). А освещенные солнцем крыши «Церкви в Солнцедаре» А. Лентулова (фото 9) перекликаются со сложным, темным, почти коричневым цветом фона к красному подносу П. Кончаловского («Натюрморт»), напоминающим о ярмарочных вывесках. И если в этот период «Красный конь» К. Петрова-Водкина воспринимался, как предчувствие нового, как символ грядущего, то в советский период красный становится обязательным и устойчивым государственным знаком. Однако и здесь все зависит от оттенка, отношения, сочетания цветов. Сочетание красного и серого в «Деревне Кимже» В. Попкова (фото 10), как и во всей его серии, посвященной вдовам войны, создает ощущение трагедии и безнадежности, одиночества и сна после жизни.

Фото 5. Мейтенс Мартин Ван. Портрет австрийской королевы Марии Терезии. 1736

 

Воздействие красного цвета определяется его характеристиками. Даже минимальные его дозы могут вызывать агрессию. Яркий открытый красный повышает артериальное давление и температуру, но, в то же время, повышает активность и, на первых порах, работоспособность. В то же время, на фоне красного появляется и утомляемость от цвета, человек просто перестает различать другие цвета.

Как уверяют психологи, это цвет жизни, победы, триумфа и любви. В восточных культурах он считается мужским цветом, символом энергии Ян. Часто его считают оберегом, цветом, предохраняющим от сглаза и порчи (наверняка вы видели красные нитки, повязанные матерями на запястьях детей). В то же время, красный ассоциируется с опасностью (красный свет светофора, красные баллоны газа и т.п). Он активизирует внимание, но вызывает беспокойство. Поэтому дизайнеры считают, что использовать его в интерьере надо с большой осторожностью, в сочетании с другими цветами и оттенками. Долгое пребывание в помещении, где преобладает красный цвет, оказывает возбуждающее и раздражающее действие. Активные дети в красной комнате могут стать гиперактивными, а нервные люди будут постоянно раздражаться, беспокоиться и не находить себе места.

Чрезмерное количество кричащего красного цвета в интерьере может утомлять и снижать работоспособность. Красные стены делают помещение визуально меньше и ниже. Чистый красный и множество его оттенков, особенно красно-оранжевый, создают эффект давления и приближения стен. Красный не может не привлекать внимание. Именно поэтому он присутствует во всех модных коллекциях, это модный хит, независимо от эпохи.  

Фото 6. Лампи Жан Батист. Портрет А.С. Строганова. 1770-1830

 

Красное платье делает женщину эффектной, оно недвусмысленно говорит: «Посмотри на меня». Женщина, которая наденет красное платье, должна понимать, что такой наряд наделит ее решительностью, чувственностью и независимостью. Чтобы носить красное, необходимо ощущать себя уверенным человеком, способным правильно и нетривиально преподнести себя окружающим.

А если вдруг вы верите в астрологию, то знайте, что красный – цвет Марса, планеты войны и силы. Этот цвет дает человеку желание достигать своих целей и развивает волю. Считается, что красного надо избегать тем, кто часто получает травмы, кто гневлив и любит решать любые вопросы силой. 
            В общем, существующий в искусстве всех эпох и народов красный цвет – это король и шут одновременно. Яркий, нарядный, шокирующий и раздражающий, это цвет для больших художников и народных мастеров. И его отсутствие, и его присутствие не может остаться незамеченным.

Фото 7. Абрам Архипов "Баба". Рубеж XIX-XX вв.

 

Фото 8. Ф.А. Малявин. Девка. 1890-1940

 

Фото 9. Аристарх Лентулов. Церковь в Солнцедаре. 1913

 

Фото 10. Виктор Попков «Деревня Кимжа». 1968-1969

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам