"Девушка с муфтой" Пьетро Ротари

В экспозиции русского искусства  XVIII века Пермской художественной галереи привлекает внимание небольшой портрет «Девушка с муфтой». Итальянский художник «галантного века» Антонио Пьетро Ротари, жизнь и судьба которого была связана с Россией, запечатлел в нем очарование и беззаботность мимолетной юности. 

П. Ротари «Девушка с муфтой». 1756-1762. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Миловидная девушка в легкой сорочке с глубоким вырезом, в изящной синей шапочке, отороченной соболиным мехом, из-под которой ниспадают шелковистые локоны, лукаво смотрит на зрителя поверх поднесенной к нежному личику муфты. Этот портрет относится к обширной серии так называемых "головок", портретов-типов, составляющих значительную часть творческого наследия художника. Среди них преобладают женские образы, например, «Девушка с полумаской в руке», «Девушка в тюрбане», «Девушка, сидящая у стола», «Девушка с книгой», «Девушка за рукоделием», «Девушка с веером». Сотни таких «женских головок» художник привез с собой из Италии, множество было написано им в России.

На первый взгляд однотипные, но, тем не менее, живые и колоритные, они обладают оригинальными чертами и деталями. Часто такими деталями становились элементы костюма. На нашем потрете это чрезвычайно модная в XVIII веке муфта – функциональный и декоративный элемент женской, мужской и детской теплой верхней одежды. Впервые муфта появилась в Италии в XV веке и была актуальна вплоть до середины XX столетия. К этому оригинальному аксессуару для согревания рук нередко обращаются и современные модельеры. Слово «муфта» происходит от нидерландского mouwtje; от mouw, «рукав». В России муфта прочно вошла как в женскую, так и в мужскую моду во времена Петра I (впервые муфты были привезены им из Голландии), хотя некоторое ее подобие в виде длинных, подбитых мехом рукавов, бытовало намного раньше.

Пьетро Ротари, мастер камерного портрета, часто изображал девушек и юношей в разнообразных одеждах с национальным колоритом – в польских, венгерских, турецких, русских и других – в том числе из собственной коллекции костюмов и аксессуаров.

По своему образному и стилистическому решению портреты кисти Ротари относятся к стилю рококо (франц. rococo – скальный), зародившемуся во Франции, и распространившемуся в Европе и в России XVIII века, главным образом, в проектировании интерьеров, в живописи и фарфоре. Один из главных элементов декора – рокайль – стилизованные раковины, камешки, свитки. Камерность, изысканная декоративность, прихотливая игра форм рококо пришла на смену репрезентативности барокко (итал. barocco – причудливый, странный). Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона: розовые, нежно-голубые, сиреневые. Во Франции период рококо назывался временем Купидона и Венеры. Это время юных нимф и пастушек, которым никогда не будет больше двадцати. Идеал женщины – хрупкая стройная жеманница. Основа стиля – вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество. И один из таких портретов в стиле рококо – «Девушка с муфтой».

П. Ротари «Автопортрет». 1756 (?). Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

 

Пьетро Антонио Ротари (1707-1762) родился в Вероне (Венецианская республика, ныне регион Венето). Сегодня этот город привлекает множество туристов. Именно здесь происходит действие пьесы У. Шекспира «Ромео и Джульетта», а одна из достопримечательностей – «Дом Джульетты». Город привлекает и поклонников оперного искусства, которые съезжаются сюда со всего мира на спектакли с участием лучших исполнителей в античном амфитеатре Арена ди Верона.

  Пьетро Ротари принадлежал к знатному веронскому роду, за заслуги в живописи он был удостоен графского титула. Профессиональные навыки живописца и гравёра он получил в мастерских фламандского художника Роберта ван Ауденарде (1663-1748), итальянских художников Антонио Балестра (1666-1740), Франческо Тревизани (1656-1746), Д.Б. Пьяццетта (1683-1754). Самый знаменитый из его учителей – крупнейший представитель неаполитанской школы живописи эпохи позднего барокко Франческо Солимена (1657-1747). После обучения художник работал в Вероне, Падуе, Риме, выполняя заказы для церквей, писал картины на исторические, мифологические и христианские сюжеты, жанровые сцены, портреты. В 1750 г. жил и работал в Вене при дворе императрицы Марии-Терезии, в Мюнхене, в Дрездене, где служил при дворе Августа III Саксонского.

   В 1756 году 49-летний Ротари приехал в Россию по приглашению Елизаветы I. Он работал при российском Дворе, создав десятки портретов представителей императорской семьи: самой Елизаветы Петровны, Великой княгини Марии Федоровны, Великой княгини Екатерины Алексеевны, цесаревича Павла Петровича (в раннем детстве).

Ротари очень скоро стал модным художником, которому позировали выдающиеся современники, в том числе великий полководец А.В. Суворов-Рымникский, знаменитый архитектор Ф.Б. Растрелли, представители русских аристократических фамилий – Голицыны, Воронцовы, Строгановы, Шереметевы, Салтыковы.

Историк искусства Александр Бенуа (1870-1960) так написал о художнике: «Ротари нельзя отказать в совершенно обособленном месте в истории XVIII века – в месте, заслуженном многими положительными качествами. Начиная с того, что этот ремесленник – действительно превосходный мастер своего дела, пользующийся усвоенными приемами с одинаковой тщательностью и прилежанием. Его рисунок, по справедливости, может быть назван образцовым, его манера писать необычайно опрятна, а краски подобраны с тактом. Но, кроме того, Ротари обладает такими специфическими чертами, которые и объясняют его чрезвычайный успех в глазах аристократического общества – он полон природного изящества и какой-то юношеской грации, сообщающей его произведениям своеобразную, нежно чувственную прелесть».

В 1760 году императрица Елизавета Петровна приобрела у Ротари 50 портретов, а после его смерти Екатерина II выкупила у вдовы художника все полотна, что оставались в его мастерской: императрица решила украсить работами живописца один из интерьеров Большого Петергофского дворца.

Облик этого замечательного памятника архитектуры формировался на протяжении полутора веков (1715-1846). Строительство начиналось в эпоху первого русского императора Петра I. Величественный и изысканный, Большой Петергофский дворец связывает в единое целое Верхний сад и Нижний парк, объединяет и формирует вокруг себя стройную систему аллей, архитектурных сооружений и фонтанов. В 1740-1750-е годы реконструкцией дворца и созданием роскошных интерьеров занимался любимый архитектор Елизаветы Петровны Ф.Б. Растрелли, с именем которого связан взлет архитектуры «елизаветинского барокко». В 1764 году, уже после смерти Ротари, по проекту архитектора Ж.Б.М. Валлен-Деламота было выполнено художественное оформление работами Пьетро Ротари Картинного зала или «Кабинета мод и граций» (по другой версии «страстей»). Портреты заполнили все пространство стен интерьера. Подобная шпалерная развеска характерна для интерьеров барокко, где каждая картина является частью цельного декоративного убранства. В зале представлено самое крупное собрание работ художника – 368 полотен, большинство из которых были написаны в России.

Портретами Ротари украшены интерьеры и других загородных резиденций – Гатчинского дворца («Комната Ротари»), Усадьбы «Архангельское» («Салон Ротари»). Для Штукатурного покоя Китайского дворца в Ораниенбауме Пьетро Ротари и Стефано Торелли (1712-1784) создали два настенных панно «Венера и Адонис» и «Селена и Эндимион», а также два десюдепорта (декоративное панно, расположенное над дверью). Штукатурный покой, или Сиреневая гостиная, Китайского дворца предназначался для отдыха и светских бесед, о чем свидетельствуют галантные сцены с участием мифологических и литературных героев, украшающих стены и потолок зала.

Сразу после своего приезда в Россию Ротари начал заниматься педагогической деятельностью. В 1756-1759 годах у него была частная школа живописи, в которой в течение двух лет «на своем коште» обучались художники; мастер давал уроки живописи в «Академии трех знатнейших художеств», которая была создана в С.-Петербурге в 1757 году. Учениками Пьетро Ротари были такие крупнейшие русские живописцы XVIII века, как А.П. Антропов, И.П. Аргунов, А.П. Лосенко, Ф.С. Рокотов.

Альбом. Произведения П. Ротари из музеев России

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам