Анна Голубкина. Первая в России женщина-скульптор

Существует устойчивое мнение, что скульптура в русской художественной школе не имеет  сильных  традиций, что нет крупных имен, сопоставимых с европейскими авторами.  Исследования  искусствоведов   последнего десятилетия корректируют  это утверждение.  Они свидетельствуют о том, что в эпоху Серебряного века наблюдался расцвет пластического искусства России. Исследователи  утверждают, что в э то время работали не просто  не связанные друг с другом  отдельные  скульпторы, но шло  формирование   в Москве целой   скульптурной школы.

С.Т. Коненков. Скульптура. Василий Буслаев. 1890-1971. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Сергей Тимофеевич Конёнков – один из тех, кто стоял у истоков скульптурной школы  и принадлежал тому поколению, которое совершило подлинный переворот  в искусстве скульптуры. С Конёнковым в русскую скульптуру вошли неведомые до сих пор темы и образы: герои сказок и легенд, слепцы и странники, крестьяне, – словом, народная, сельская Русь,  близкие и зарайской огороднице  Голубкиной (ее родители выращивали овощи для продажи). Коненков первым  увлекся работой по дереву, по его выражению… «…пошел на зов природы».

Работа  в дереве молодых  скульпторов новой школы  имела огромное значение, так как  была связана с поиском поистине своеобразных решений, не известных ранее практике русского, а порой и европейского  ваяния в целом. Дерево в работе скульпторов Серебряного века приобрело самодостаточность. Сам характер материала, ассоциирующийся с национальной традицией, а также оригинальные возможности  обработки поверхности дерева позволяли скульпторам  смело выражать свое творческое  видение, в том числе и мифологических образов древней Руси.

«Василий Буслаев» Конёнкова  представляет именно этот этап в развитии отечественной  скульптуры. Скульптор  обращается к образу  героя новгородских былин, богатыря и буяна  Васьки Буслаева. Легендарный  фольклорный  образ Сергей Конёнков создает  из неклассического  материала скульптуры, но на основе  классических принципов:  тяготеет к цельности, широкой обобщенности, к завершенной и ясной форме.

Деревянная  скульптура  Конёнкова вдохновила и Анну Семеновну Голубкину  (1864-1927) – первую русскую женщину-скульптора, которая стала символом расцвета пластического искусства России первой трети ХХ века. Современная  ей пресса писала, что искусство Голубкиной  «…обрело почти портретное сходство с эпохой». Глубокая  и страстная, познающая  профессию  во всех деталях и тонкостях,  Голубкина освоила   этот материал и создала  в  дереве  целый ряд  глубоких  и оригинальных скульптур, подлинных  шедевров отечественной и мировой пластики.  

А.С. Голубкина. Скульптура. Манька. Голова. 1899. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Как большой мастер, она ясно чувствовала разницу образных и пластических возможностей разных материалов. Она работает с глиной, наиболее подходящей для создания образов славянской мифологии – импрессионистические черты  и приемы  более  органично передаются в работах из глины и гипса. 

Мрамор употребляется  для более обобщенных образов. Но и в мраморе произведения Анны Голубкиной внушают ощущение живой непосредственности и динамичности   изображаемого момента. Но не стиль, а жизненная идея  первенствует над всеми иными задачами. Осваивать мрамор Голубкина едет во Францию, берет уроки у известного скульптора Огюста Родена. Роден считал, что учиться специально работе с мрамором  не надо, и его оригиналы переводили в мрамор форматоры. Анна Голубкина пошла на выучку к простым мраморщикам и  делала все сама. Исследователи утверждают, что мраморы Голубкиной по тонкости и совершенству пластической выразительности превосходят Роденовские.

Скульптура из мрамора «Манька» представляет одну из жительниц Зарайска, родины  Голубкиной. Анна Семеновна замечательно передает особенности возраста, подчеркивает  неоформленность, хрупкость образа, трепет расцветающей жизни. На лице девочки играют тени, как бы пробегает ток быстрых чувств. Живая плоть  лица подчеркивается  и  усиливается  цельной массой блока, из которого выступает голова девочки. Наивность ребенка, острая заинтересованность  в окружающем  переданы скульптором  удивительно тонко и убедительно. Кроме варианта  в мраморе, Голубкина  выполнила   скульптуру в бронзе.  Мраморный оказался более совершенным и  завершенным.

Альбом. Скульптура С.Т. Коненкова и А.С. Голубкиной

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам