"Я мог бы сравнить абсолютно
зеленый цвет со спокойными,
протяжными, средними тонами скрипки"
В. Кандинский
"Я мог бы сравнить абсолютно
зеленый цвет со спокойными,
протяжными, средними тонами скрипки"
В. Кандинский
Александр Репин «Родник». 1972. Из собрания Пермской художественной галереи
Если смешать желтый с синим, то получится цвет, который мы называем зеленым. Наш глаз находит в нем реальное удовлетворение. Если оба исходных цвета смешать в равных пропорциях… то глаз и душа отдыхают на этой смеси, как на чем-то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше, – это Гете, считающий зеленый цвет уравновешивающим и спокойным.
Очень ценили зеленый цвет в Древнем Египте. Его широко использовали в косметике, а Озириса (бога воскресающей природы) нередко именовали как Великий Зеленый.
Известно, что растительный пигмент хлорофилл отражает зеленый спектр, поэтому зеленый – один из самых распространенных цветов. Природа, растительность, весна – здесь ассоциации у всех будут одинаковы. Есть мнение, что тоска живущих в пустыне арабов по садам и деревьям привела к тому, что зеленый к XII веку стал священным цветом мусульман. И именно в мусульманском мире зеленый воспринимается всегда позитивно, что является исключительным случаем в истории этого цвета.
Исследователь цвета Мишель Пастуро говорит, что древние греки не имели названия для зеленого. И хотя, конечно, умели его отличать, не отделяли от синего лексически. Зеленый цвет упоминался в повседневной устной речи, а вот в письменной фигурировал редко. В то же время он присутствует в живописи и архитектуре Древней Греции.
Ф.М. Матвеев. Водопад в Тиволи. 1770-1826. Из собрания Пермской художественной галереи
А вот римляне стали применять зеленый цвет активно. И названия для него появились: сначала virdis – слово, связанное с обозначением силы, роста, жизни. А впоследствии – prasina, цвет лука порея, как уверяют исследователи, слово, введенное в обиход самим императором Нероном. Вообще римские аристократы зеленый цвет в одежде презирали. А вот в «спортивной форме» он использовался очень активно. Например, команда возничих, участвовавших в гонках на колесницах, носила как раз зеленые одежды – одноцветные короткие туники, плотно облегающие тела спортсменов. Самыми сильными командами были «Синие» и «Зеленые». Синие, как правило, пользовались покровительством сената и патрициев, а Зеленых поддерживал народ. Многие императоры были поклонниками Синих, но со временем, – пишет М. Пастуро, – появились правители, которые, добиваясь популярности среди народа, переходили на сторону Зеленых. Первыми к этой хитрости прибегли Нерон, Домициан и Коммод. Так из спортивных болельщиков сложились прообразы политических партий.
Только в эпоху Средневековья зеленый цвет начинает трактоваться как цвет весны и любви. И хотя в этот период у темы любви была обширная колористическая палитра, зеленый становится цветом юной страсти, бурной и переменчивой. Так, знатные юноши и молодые девицы на выданье часто носят зеленые одеяния. Хотя часто это могло быть не платье целиком, а только какой-то предмет одежды. До сих пор существует немецкая поговорка «У него за ушами зелено», обозначающая молодость. Да и у нас частенько можно слышать «Он еще совсем зеленый» и даже «зеленый юнец». Очевидно, что это связано с образом весны, когда все расцветает и начинает готовиться к плодородному этапу расцвета сил.
Часто зеленый цвет рассматривался как цвет беременных женщин (вспомним шедевр Яна Ван Эйка «Чета Арнольфини», где супруга изображена в роскошном зеленом платье). На поединках и турнирах рыцари часто привязывали на шлем съемный рукав платья их возлюбленных. Эта традиция возникла благодаря Амадею VI, графу Савойскому, который первым надел такой рукав на свой шлем. Связь между рукавами и любовью просуществовала в умах людей очень долго, и до сих пор одной из самых известных средневековых баллад считается песня “Greensleeves” – «Зеленые рукава».
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434. Фото upload.wikimedia.org
Средневековые врачи при лечении болезней часто рекомендовали больным для успокоения рассматривать пирамидку из зеленого стекла.
В христианстве этот цвет был символом надежды, справедливости и правосудия. Зеленый становится атрибутом Иоанна Предтечи, которого изображали в зеленых с коричневым одеждах. Зеленый — цвет Святого Духа, природный, живой. На праздник святой Троицы и Духов день Храмы облачают в зеленый цвет, украшают свежей зеленью, священники надевают зелёные облачения. Это цвет травы и листьев, цветения, вечного обновления. Зеленым цветом писали "позём" — землю; он присутствовал там, где начиналась жизнь — в сценах Рождества. Зелёным пишется виноградная лоза – древо жизни. Этот цвет символизирует вечную жизнь, победу жизни над смертью, дарованной нам Спасителем.
Однако, двойственность цвета для зеленого является одной из самых характерных. И если до сих пор мы говорили о ярко-зеленом, травянистом или изумрудном оттенке, то бледно-зеленый, водянистый, близкий к серому – это цвет дьявольского бестиария. Это цвет призраков, главная характерная черта их странности. Возможно, – считают исследователи, – они были «дальними предками» наших инопланетян, которых и сегодня называют зелеными человечками. Зелеными глазами наделяли средневековые описания ведьм и колдунов. И их колдовские зелья тоже зеленого цвета. Так же как и животные, которых связывали со свитой Сатаны: лягушки, крокодилы, змеи и даже драконы.
В более поздние времена в этих грязно-зеленых одеждах изображали людей, занимающихся малопочтенными занятиями: палачей, проституток, осужденных преступников… Впрочем эта традиция продержится вплоть до ХХ века. Так, например, у Тулуз-Лотрека, Шиле, Бекмана и др. зеленые чулки остаются атрибутом женщин легкого поведения.
Кузьма Петров-Водкин. Портрет мальчика. 1913. Из собрания Пермской художественной галереи
В палитре смертных грехов вплоть до Нового времени зеленой является Скупость. И это обнаруживает связь между зеленым цветом и деньгами. Задолго до появления доллара, который традиционно называется во всех странах «зеленью» (не только в русском, но «грин» говорят и в англоязычных странах), этот цвет подразумевал денежные дела. «Зеленый колпак» банкрота звучит, например, в басне Лафонтена:
Они оказались без кредита, без денег, без поддержки,
Им грозил зеленый колпак
Никто не открыл им свой кошелек, –
Ссылается на великого французского живописца Мишель Пастуро.
Мода на зеленый в искусстве стала возвращаться в эпоху классицизма. Зеленый становится одним из трех главных цветов, с помощью которого художники представляли красоту и величественность окружающего мира. Для обозначения вечной и гармоничной природы, в декорациях которой живет человек (маленький и почти незаметный), художники использовали классическую «трехцветку»: коричневый как цвет земли, синий – небо и вода, зеленый – природа. И даже сто лет спустя для разговора об универсуме, о вечном и прекрасном мире живописцы пользуются этими же цветами. Даже портрет становится воплощением природного единства, как, например, в «Портрете мальчика» К. Петрова-Водкина, да и во всем его творчестве, наполненном религиозными и вообще духовными символами.
Важным и очень популярным является зеленый цвет в культуре Урала. Это естественно, так как это цвет главного нашего камня – малахита, который в Европе XIX века называли «русским камнем»: «…наш родной камень, в коем радость земли собрана». Он, по преданию, отводит зло и оберегает хозяина от злого рока, изгоняет хандру и меланхолию (еще в Египте это камень богини Хатор – камень любви, который создает гармонию между полами). Как символ жизни и роста, малахит часто выступал в качестве «детского оберега», так как «кусочек малахита, прикрепленный к детской колыбели, отгоняет злых духов». Но одновременно он – камень смерти. Виной всему зеленый цвет малахита, который символизировал не только юность, надежду и веселье, но ассоциировался также с несчастьем, печалью и скорбью. Так, негативная символика зеленого цвета проявляет себя в выражении «зеленая тоска», у иранцев о злополучном человеке говорили «зеленая нога», а кладбище называли «зеленым домом» (а у Шекспира о ревности в «Отелло» «чудовище с зелеными глазами»).
Отрицательная символика зеленого присутствует и в творчестве «проклятых поэтов», которые час аперитива называют «зеленым часом», поскольку зеленый – цвет абсента, «Зеленой Музы», по выражению Рембо. Да и у нас «зеленый змий» – устойчивое сочетание.
Многозначность зеленого цвета обусловлена сложностью самой его природы. Составной, «состоящий» из синего и желтого, он сложен для художников, которые, в то же время, находят в нем неисчерпаемые живописные возможности. Оттенков зеленого цвета не счесть. Яркий изумрудный, темный травяной, изысканный оливковый, нежный фисташковый, маскировочный хаки…
Неудивительно, что сегодня зеленый становится одним из излюбленных цветов в рекламе и моде, активно используется в творчестве самых разных кутюрье. В 2020 он является очень актуальным: стилисты говорят, что такой цвет позволит подчеркнуть всю элегантность и изысканность образа. Сегодня в моде самые неожиданные его сочетания. Например, специалисты рекомендуют обратить внимание на сочетание темно-зеленых брюк и синей футболки.
Зеленый цвет в интерьере воспринимается как гармоничный и успокаивающий. Он дает отдых глазам, поэтому часто экраны мониторов для работников справочных и подобных им служб имели зеленый цвет. А вот лестницы в зеленый красить не рекомендуется, потому что человек на зеленом фоне не видит препятствий. Многие мои ровесники помнят в своих школах зеленые лестницы, с которых нередко кубарем скатывались ученики. А ведь почему-то это было обязательной частью школьного интерьера.
Каждый из нас видит, что «путь свободен», благодаря зеленому сигналу светофора, который используется для этой цели еще с 1893 года. Такое же значение зеленый цвет приобретает и в рекламе, означая мощный разрешающий фактор, как бы давая сигнал «вперед!».