Цвет в искусстве: зеленый

"Я мог бы сравнить абсолютно
зеленый цвет со спокойными,
протяжными, средними тонами скрипки"
В. Кандинский

Александр Репин «Родник». 1972. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Если смешать желтый с синим, то получится цвет, который мы называем зеленым. Наш глаз находит в нем реальное удовлетворение. Если оба исходных цвета смешать в равных пропорциях… то глаз и душа отдыхают на этой смеси, как на чем-то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше, – это Гете, считающий зеленый цвет уравновешивающим и спокойным.

Очень ценили  зеленый цвет в Древнем Египте. Его широко использовали в косметике, а Озириса (бога воскресающей природы) нередко именовали как Великий Зеленый.

Известно, что растительный пигмент хлорофилл отражает зеленый спектр, поэтому зеленый – один из самых распространенных цветов. Природа, растительность, весна – здесь ассоциации у всех будут одинаковы. Есть мнение, что тоска живущих в пустыне арабов по садам и деревьям привела к тому, что зеленый к XII веку стал священным цветом мусульман. И именно в мусульманском мире зеленый воспринимается всегда позитивно, что является исключительным случаем в истории этого цвета.

Исследователь цвета Мишель Пастуро говорит, что древние греки не имели названия для зеленого. И хотя, конечно, умели его отличать, не отделяли от синего лексически. Зеленый цвет упоминался в повседневной устной речи, а вот в письменной фигурировал редко. В то же время он присутствует в живописи и архитектуре Древней Греции.

Ф.М. Матвеев. Водопад в Тиволи. 1770-1826. Из собрания Пермской художественной галереи

 

А вот римляне стали применять зеленый цвет активно. И названия для него появились: сначала virdis – слово, связанное с обозначением силы, роста, жизни. А впоследствии – prasina, цвет лука порея, как уверяют исследователи, слово, введенное в обиход самим императором Нероном. Вообще римские аристократы зеленый цвет в одежде презирали. А вот в «спортивной форме» он использовался очень активно. Например, команда возничих, участвовавших в гонках на колесницах, носила как раз зеленые одежды – одноцветные короткие туники, плотно облегающие тела спортсменов. Самыми сильными командами были «Синие» и «Зеленые». Синие, как правило, пользовались покровительством сената и патрициев, а Зеленых поддерживал народ. Многие императоры были поклонниками Синих, но со временем, – пишет М. Пастуро, – появились правители, которые, добиваясь популярности среди народа, переходили на сторону Зеленых. Первыми к этой хитрости прибегли Нерон, Домициан и Коммод. Так из спортивных болельщиков сложились прообразы политических партий.

  Только в эпоху Средневековья зеленый цвет начинает трактоваться как цвет весны и любви. И хотя в этот период у темы любви была обширная колористическая  палитра, зеленый становится цветом юной страсти, бурной и переменчивой. Так, знатные юноши и молодые девицы на выданье часто носят зеленые одеяния. Хотя часто это могло быть не платье целиком, а только какой-то предмет одежды. До сих пор существует немецкая поговорка «У него за ушами зелено», обозначающая молодость. Да и у нас частенько можно слышать «Он еще совсем зеленый» и даже «зеленый юнец». Очевидно, что это связано с образом весны, когда все расцветает и начинает готовиться к плодородному этапу расцвета сил.

Часто зеленый цвет рассматривался как цвет беременных женщин (вспомним шедевр Яна Ван Эйка «Чета Арнольфини», где супруга изображена в роскошном зеленом платье). На поединках и турнирах рыцари часто привязывали на шлем съемный рукав платья их возлюбленных. Эта традиция возникла благодаря Амадею VI, графу Савойскому, который первым надел такой рукав на свой шлем. Связь между рукавами и любовью просуществовала в умах людей очень долго, и до сих пор одной из самых известных средневековых баллад считается песня  “Greensleeves” – «Зеленые рукава».

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434. Фото upload.wikimedia.org

 

Средневековые врачи при лечении болезней часто рекомендовали больным для успокоения рассматривать пирамидку из зеленого стекла.

В христианстве этот цвет был символом надежды, справедливости и правосудия. Зеленый становится атрибутом Иоанна Предтечи, которого изображали в зеленых с коричневым одеждах. Зеленый  — цвет Святого Духа, природный, живой. На праздник святой Троицы и Духов день Храмы облачают в зеленый цвет, украшают свежей зеленью, священники надевают зелёные облачения. Это цвет травы и листьев, цветения, вечного обновления. Зеленым цветом писали "позём" — землю; он присутствовал там, где начиналась жизнь — в сценах Рождества. Зелёным пишется виноградная лоза – древо жизни. Этот цвет символизирует вечную жизнь, победу жизни над смертью, дарованной нам Спасителем.

Однако,  двойственность цвета для зеленого является одной из самых характерных. И если до сих пор мы говорили о ярко-зеленом, травянистом или изумрудном оттенке, то бледно-зеленый, водянистый, близкий к серому – это цвет дьявольского бестиария. Это цвет призраков, главная характерная черта их странности. Возможно, – считают исследователи, – они были «дальними предками» наших инопланетян, которых и сегодня называют зелеными человечками. Зелеными глазами наделяли средневековые описания ведьм и колдунов. И их колдовские зелья тоже зеленого цвета. Так же как и животные, которых связывали со свитой Сатаны: лягушки, крокодилы, змеи и даже драконы. 

В более поздние времена в этих грязно-зеленых одеждах изображали людей, занимающихся малопочтенными занятиями: палачей, проституток, осужденных преступников… Впрочем эта традиция продержится вплоть до ХХ века. Так, например, у Тулуз-Лотрека, Шиле, Бекмана и др. зеленые чулки остаются атрибутом женщин легкого поведения.

Кузьма Петров-Водкин. Портрет мальчика. 1913. Из собрания Пермской художественной галереи

 

В палитре смертных грехов вплоть до Нового времени зеленой является Скупость. И это обнаруживает связь между зеленым цветом и деньгами. Задолго до появления доллара, который традиционно называется во всех странах «зеленью» (не только в русском, но «грин» говорят и в англоязычных странах), этот цвет подразумевал денежные дела. «Зеленый колпак» банкрота звучит, например, в басне Лафонтена:

Они оказались без кредита, без денег, без поддержки,
Им грозил зеленый колпак
Никто не открыл им свой кошелек, –
Ссылается на великого французского живописца Мишель Пастуро.

Мода на зеленый в искусстве стала возвращаться в эпоху классицизма. Зеленый становится одним из трех главных цветов, с помощью которого художники представляли красоту и величественность окружающего мира. Для обозначения вечной и гармоничной природы, в декорациях которой живет человек (маленький и почти незаметный), художники использовали классическую «трехцветку»: коричневый как цвет земли, синий – небо и вода, зеленый – природа. И даже сто лет спустя для разговора об универсуме, о вечном и прекрасном мире живописцы пользуются этими же цветами. Даже портрет становится воплощением природного единства, как, например, в «Портрете мальчика» К. Петрова-Водкина, да и во всем его творчестве, наполненном религиозными и вообще духовными символами.

Важным и очень популярным является зеленый цвет в культуре Урала. Это естественно, так как это цвет главного нашего камня – малахита, который в Европе XIX века называли «русским камнем»: «…наш родной камень, в коем радость земли собрана». Он, по преданию, отводит зло и оберегает хозяина от злого рока, изгоняет хандру и меланхолию (еще в Египте это камень богини Хатор – камень любви, который создает гармонию между полами). Как символ жизни и роста, малахит часто выступал в качестве «детского оберега», так как «кусочек малахита, прикрепленный к детской колыбели, отгоняет злых духов». Но одновременно он – камень смерти. Виной всему зеленый цвет малахита, который символизировал не только юность, надежду и веселье, но ассоциировался также с несчастьем, печалью и скорбью. Так, негативная символика зеленого цвета проявляет себя в выражении «зеленая тоска», у иранцев о злополучном человеке говорили «зеленая нога», а кладбище называли «зеленым домом» (а у Шекспира о ревности в «Отелло» «чудовище с зелеными глазами»).

Отрицательная символика зеленого присутствует и в творчестве «проклятых поэтов», которые час аперитива называют «зеленым часом», поскольку зеленый – цвет абсента, «Зеленой Музы», по выражению Рембо. Да и у нас «зеленый змий» – устойчивое сочетание.

Многозначность зеленого цвета обусловлена сложностью самой его природы. Составной, «состоящий» из синего и желтого, он сложен для художников, которые, в то же время, находят в нем неисчерпаемые живописные возможности. Оттенков зеленого цвета не счесть. Яркий изумрудный, темный травяной, изысканный оливковый, нежный фисташковый, маскировочный хаки…

Неудивительно, что сегодня зеленый становится одним из излюбленных цветов в рекламе и моде, активно используется в творчестве самых разных кутюрье. В 2020 он является очень актуальным: стилисты говорят, что такой цвет позволит подчеркнуть всю элегантность и изысканность образа. Сегодня в моде самые неожиданные его сочетания. Например, специалисты рекомендуют обратить внимание на сочетание темно-зеленых брюк и синей футболки.

Зеленый цвет в интерьере воспринимается как гармоничный и успокаивающий. Он дает отдых глазам, поэтому часто экраны мониторов для работников справочных и подобных им служб имели зеленый цвет. А вот лестницы в зеленый красить не рекомендуется, потому что человек на зеленом фоне не видит препятствий. Многие мои ровесники помнят в своих школах зеленые лестницы, с которых нередко кубарем скатывались ученики. А ведь почему-то это было обязательной частью школьного интерьера.

Каждый из нас видит, что «путь свободен», благодаря зеленому сигналу светофора, который используется для этой цели еще с 1893 года. Такое же значение зеленый цвет приобретает и в рекламе, означая мощный разрешающий фактор, как бы давая сигнал «вперед!».

Альбом. "Оттенки зеленого"

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам