Время работы

Ковер воспоминаний

Коллекция вышивки Пермской художественней галереи очень разнообразна. Мы уже рассказывали о строгановском лицевом шитье XVII-XVIII веков. Высочайший уровень мастерства вышивальщиц характерен и для более позднего времени.  Вышивка никогда не уходила из обихода русской жизни – и не только монастырской, царской, но и народной,  усадебной, и аристократической в имперском Петербурге.

Наш рассказ – о замечательном произведении вышивки первой трети XIX века. Это вышитый "ковер воспоминаний", подлинный образец коллективного рукодельного труда дам из высокого аристократического общества, – своего рода «игра», где выражены и мода, и увлечения, и высокое мастерство рукоделия, которому непременно обучали юных барышень не только в рамках домашнего воспитания, но даже и в престижных учебных заведениях – в частности, в Смольном институте благородных девиц. Впоследствии во всех российских женских образовательных учреждениях рукоделие входило в число обязательных предметов вплоть до революции 1917 года. Поэтому мы, к счастью, имеем  коллекции самых разнообразных вышитых предметов – в большинстве своем подлинных произведений искусства.

Ковер. Вышивка. 1830-е. Из собрания Пермской художественной галереи

Подобные предметы не часто встречаются в материальной культуре первой половины  XIX века.   Чаще всего это подарочные предметы. Мода на них распространилась в аристократической среде. Сначала такие композиции из сшитых орнаментальных квадратов появляются для обивки кресел и диванов, а затем появилась идея выполнить такой ковер для  благотворительной лотереи.  Он был  вышит орнаментами из модных журналов разными вышивальщицами на одинаковых квадратах ткани с последующим соединением в одну композицию. Часто на обороте «картинок» вышивалось имя особы, его изготовившей.

В журнале для девиц «Лучи» (СПб., 1850. №1. С.66), издаваемом  Александрой Ишимовой,  в одной из статей есть подробная запись: «…знаешь ли ты, что значит ковер воспоминаний?.. Это несколько четвероугольников канвы одинаковой величины, нарезанных от одного куска и вышитых разными особами для одной. Для нашего ковра, который будет играть первую роль на нашей лотерее, графиня сама раздала квадраты свои всем знакомым ей молодым девицам. Каждая могла вышить на своем куске какой угодно букет цветов, и потом все эти букеты соединили вместе швом совершенно незаметным… двухцветной полоской. Для всех сторон ковра у нас вышивается прекрасный борт, соответствующий цветам, разбросанным посередине его. Ковер обшивается также со всех сторон бахромою. Такой ковер, назначенный не для лотереи, может быть очень драгоценен для его владетельницы, если вышит для нее самыми милыми из подруг ее. Каждый букет его может напоминать ей какое-нибудь приятное событие из жизни».

Ковер из собрания Пермской галереи состоит из 21 квадрата (прямоугольника). Это уникальнейшее произведение, более сложное по своему составу и подбору сюжетов: это не просто набор орнаментов, но осмысленный подбор изображений.

Выделенная центральная композиция представляет сцену из истории борьбы греческого народа за независимость от Османского ига, под которым он находился с XV века. Главная центральная фигура грека в национальной одежде, попирающего турецкое знамя и держащего вздыбленного вороного коня, создает высокий побеждающий настрой.

Ковер. Вышивка. Фрагмент. 1830-е

Передовые люди многих стран горячо поддерживали эту борьбу. Всеобщее сочувствие восстание греков вызывало и в России. А. С. Пушкин в апреле 1821 г. записал в своем дневнике: «Я твердо уверен, что Греция восторжествует, а 25 млн. турков оставят цветущую страну Эллады законным наследникам Гомера и Фемистокла». Горячими приверженцами греческой свободы были в России декабристы.

В 1820–1840-е годы необычайно модными становятся сцены и типы из народной жизни. Это направление пришло в Россию из Франции и Англии, где в конце XVIII века появились сборники гравюр, изображающих уличных торговцев. Выпуски иллюстрированных сборников «Волшебный фонарь» (1817–1818) представляли сценки из русской народной жизни. Этнографическое описание народов России, богато иллюстрированное, вышедшее в Лейпциге в 1803 году, также вошло в образцы сюжетов в русском декоративно-прикладном искусстве. Многие из этих сюжетов появляются в росписи фарфора и в вышивке. 

Орловский А.О. Разносчик рыбы. Литография. 1825

Ковер. Вышивка. Фрагмент. Разносчик рыбы на Охте в Петербурге. 1830-е

Европеизированные типы различных разносчиков попадали в Россию из многочисленных немецких альбомов с образцами-картинками для вышивания.

Ковер. Вышивка. Фрагмент. Разносчица цветов. 1830-е

Ковер. Вышивка. Фрагмент. Молочница. 1830-е

Этнографическое описание народов России. 1803. Чухонская крестьянская баба. Чухонский мужик

Однако вышивки на «ковре воспоминаний» из собрания Пермской галереи представляют и сентиментальные сценки усадебной жизни. Огромный интерес вызывает одна из вышивок – сидящий под кустом зайчик. На обороте вышивки есть имя ее создателя: «князь александръ» и в зигзагообразной рамке инициалы: «КИВ». Все элементы вышитого ковра окружены рамками антикизированного орнамента, что характерно для периода высокого классицизма. Все они выполнены гобеленовым швом и крестом цветной шерстью по редкому холсту в тонкую красную клетку. Такой вид вышивки называется «берлинским шитьем», «берлинской шерстью» или «берлинской вышивкой шерстяным гарусом». Эта техника вышивки шерстью по канве, сетке или холсту появилась в начале XVIII века в Берлине, отсюда происходит и ее название. Там же появились первые «вышивальные комплекты», состоящие из цветных схем, раскрашенных вручную акварелью или гуашью и подбором шерстяных ниток нужного цвета и количества. Пасторальные, жанровые сцены, пейзажи, домашние животные (особенно собаки, кошки), экзотические попугаи, букеты цветов, венки и гирлянды, яркие фоны, сочные цвета – характерная особенность немецких «картинок». Такие комплекты были очень дорогими и были доступны только людям большого достатка.

Шерстяной гарус – это ровная, мягкая, шелковистая нить, которая ровно и пластично ложится при вышивании Не только образцы картинок, но и сама шерстяная нить – мягкая и шелковистая – давали возможность создавать ровные высококачественные вышивки. Аккуратность, культура шитья говорит об умении и высоком мастерстве, полученными благодаря хорошему образованию. Для выполнения такой работы требовалось большое количество времени, над ней трудились с любовью и терпением, вкладывая в нее «много вкуса, знания и красоты». Даже собрать воедино и соединить отдельные образцы вышивок очень трудно.

Несмотря на большое количество пасторальных сцен, изображений животных и цветов – на эту усадебную ауру – перед нами очень патриотичная и пафосная вещь, которая организована мощной центральной композицией, символизирующей высокий патриотический дух.

Огромное произведение (152х257 см), имеющее сложную композицию, возможно, предназначалась в подарок человеку, для которого смыслы, заложенные в изображениях, особенно в центральном, имели большое значение. Возможно, близкие люди, входящие в этот круг, вложили в изображения не только смысл воинского участия конкретного человека, но и теплоту дома, любовь к Отечеству.

Предстоит дальнейшее изучение, смысловая расшифровка и атрибуция вышитого ковра. А в настоящий момент,  учитывая техники вышивки, стилистику, изображенное историческое событие, хотя имеющее условный образ, мы можем датировать ковер началом 1830-х годов. Россия. Петербург (?).

Чухонская крестьянская баба

Ковер. Вышивка. Фрагмент. 1830-е

Ковер. Вышивка. Фрагмент. 1830-е

Ковер. Вышивка. Фрагмент. 1830-е