Время работы

«Дворянских гнезд заветные аллеи…»: Сергей Виноградов "Головинка"

Благодатная летняя пора, в глубине сада уютный дом с мезонином, окруженный высокими раскидистыми деревьями, сочная зелень травы, россыпь сияющих на солнце цветов самых разных тонов и оттенков. «Головинка – красивейшая усадьба, поэтическое дворянское гнездо со всем укладом настоящего барства. Перед домом чудесный цветник, много роз…», – написал художник Сергей Виноградов в своих мемуарах.
 

С.А. Виноградов. Автопортрет. 1922. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

Светлый, солнечный пейзаж из собрания Пермской галереи наполнен радостью, счастьем созерцания красоты окружающего мира. Работа на пленэре давала художнику возможность запечатлеть изменчивое состояние природы, передать малейшие цветовые нюансы. Легкая, подвижная кисть художника наносит на холст сочные, фактурные мазки. Импрессионистическая манера письма позволяет запечатлеть живой, непосредственный образ в пейзаже, выразить эмоциональное состояние художника.

Картина создает поразительное ощущение свежести, легкости исполнения. Кажется, что она написана совсем недавно и совершенно не утратила той энергии, восторга и вдохновения, которые художник вложил в свое произведение.

В 1910-е годы Сергей Виноградов – один из ярких представителей русского импрессионизма – создал большое число усадебных пейзажей, своего рода портретов «дворянских гнезд». Особое место в его творчестве занимают произведения с изображением имения Головинка в Тульской губернии (сейчас Мценский район Орловской обл.).

Имение принадлежало Елене Дмитриевне Мамонтовой, жене Всеволода Саввича Мамонтова. Его отец – промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов владел усадьбой Абрамцево, ставшей в последней четверти XIX века центром художественной культуры, где работали русские художники Михаил Врубель, Исаак Левитан, Валентин Серов, Василий Поленов, Илья Репин и многие другие. Именно здесь Валентином Серовым был написан знаменитый портрет «Девочка с персиками».

С.А. Виноградов. Головинка. 1900-1927. Из собрания Пермской художественной галереи

В начале ХХ века Савва Мамонтов разорился, и сын его вел скромную жизнь, работая страховым агентом.Имение Головинка – небогатое, но очень уютное, гостеприимные хозяева всегда были рады гостям. Одним из них был художник Виноградов.

Приезжая сюда, он много работал, находил все новые и новые мотивы, написал целую серию произведений: пейзажи с парком и домом в разное время года и дня, а также интерьеры, жанровые сцены, в которых предстают обитатели дома – члены семьи В.С. Мамонтова.

Вот строки из воспоминаний дочери В.С. Мамонтова Софьи: «В нашей семье очень любили Сергея Арсеньевича – «Сергеюшку». Мы с сестрой все детство провели с сознанием, что Сергеюшка нам ближе многих родственников, в нашей семье все его любили и ценили, все относились к нему как к близкому,любимому другу. Ежегодно, лет десять подряд, лето он проводил в нашем имении Головинка, где желтый дом в цветах создал ему популярность, и он получал еще заказы на эти красивые пейзажи».

Лето – любимое время года Виноградова, именно в эту пору чаще всего художник приезжал в усадьбу. Одна из лучших работ «мамонтовского» периода – «Летом» была выполнена в 1908 году. В 1909 году на Международной художественной выставке в Мюнхене С.А. Виноградов был награжден за эту картину второй золотой медалью.

К образу русской усадьбы обращались многие художники рубежа XIX-XX веков: чудесные уголки природы, уют неспешной, патриархальной жизни, где прошла жизнь нескольких поколений семьи. Часто такие работы пронизаны ностальгическими нотами.Образам русской усадьбы посвящали свои работы В. Поленов, С. Жуковский, К. Коровин, В. Моравов и другие художники.

Сергей Арсеньевич Виноградов родился в 1860 г. в селе Большие Соли Костромской губернии (ныне пос. Некрасовское Ярославской обл.) в семье священника А.С. Виноградова. Обладая природным даром, с самого детства любил рисовать, и эту неослабевающую любовь к искусству пронес через всю свою жизнь. Благодаря поддержке семьи Сергей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1880-1889), его педагогами были Е.С. Сорокин, известные русские художники В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, В.Д. Поленов.

Виноградов был увлеченным, азартным, деятельным человеком, который всегда находился в центре культурных событий, где бы он ни жил – в Москве, Санкт-Петербурге, Харькове или Риге, где прошли последние 13 лет жизни художника.

Сергей Виноградов – живописец, график, академик Императорской Академии художеств, педагог; литератор, автор статей, рецензий, мемуаров; общественный деятель. Смыслом жизни художника всегда была работа, он совершал многочисленные творческие поездки по России, побывал во Франции, Германии, Англии, США.

В 1890-е Сергей Виноградов обратился к деревенской теме, написал множество этюдов, жанровых композиций, в которых представил образы и уклад жизни российского крестьянства. Художник работал в деревнях  Харьковской, Архангельской, Тульской губерний.

В коллекции Пермской галереи хранятся два этюда 1895 г. из серии о русской деревне, написанные с натуры: «Крестьянский мальчик» и «Сидящий мальчик».

С.А. Виноградов. Стоящий мальчик. Холст на картоне, масло. Из собрания Пермской художественной галереи

С.А. Виноградов. Сидящий мальчик. Холст на картоне, масло. Из собрания Пермской художественной галереи

С. Виноградов был участником выставок различных художественных объединений: «Московского общества любителей художеств», «Товарищества передвижных художественных выставок», «Мира искусства», «36-ти».

В декабре 1903 года был создан «Союз русских художников», одним из организаторов которого стал Виноградов. Устав провозглашал демократичность и свободу самовыражения, поощрялось утверждение русской самобытности, объединение ставило своей целью распространение произведений русского искусства. Участниками выставок «Союза» были такие выдающиеся мастера, как М. Врубель, К. Коровин, И. Грабарь, Б. Кустодиев, З. Серебрякова, Ф. Малявин, Н. Крымов, С. Жуковский и многие другие. Последняя выставка объединения «Союз русских художников» состоялась в 1923 году в Москве.

С.А. Виноградов принимал участие в крупных выставках русского искусства за рубежом: Дюссельдорф (1904), Париж, Венеция (1910) Мюнхен (1913), Нью-Йорк (1924), Гамбург (1929). Берлин (1930), Прага (1931), Осло (1932,1934), Белград (1930,1936), Стокгольм (1937).

Интересная страница жизни Сергея Виноградова – его дружба с промышленниками и коллекционерами Иваном и Михаилом Морозовыми. Сергей Арсеньевич принимал участие в совместных поездках в Париж, где Морозовы приобретали произведения французских импрессионистов и постимпрессионистов. Поездки во Францию позволили Виноградову познакомиться с оригинальными произведениями художников-импрессионистов, особенно ценил художник творчество Огюста Ренуара. Виноградов был хорошим знатоком французского искусства, и недаром коллекционеры советовались с ним при покупке картин. Немаловажным было в этих поездках и знание французского языка, которым хорошо владел художник.

Сформированные братьями Морозовыми коллекции произведений современного искусства являются одними из лучших в мире и на сегодняшний день хранятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

В 1923 году Сергей Виноградов покидает Советскую Россию, живет и работает в Риге до последних дней своей жизни. Он умер в 1938 году, похоронен на рижском Покровском православном кладбище.

Художник оставил значительное творческое наследие, его произведения сегодня находятся в российских и зарубежных музейных и частных собраниях.

В 1935 году в независимой демократической газете «Сегодня" (Рига, Латвия) был опубликован отзыв о персональной выставке художника. Вот несколько строк из этой статьи: «Виноградов – поразительный художник, к чему бы он ни прикоснулся, все вдруг начинает трепетать и светиться. По всем этим холстам разлита ласковая и восхитительная радость, в этом мире хочется жить. У этого художника бодрые, счастливые краски».

С.А. Виноградов. Яблоки. 1880-1938. Из собрания Пермской художественной галереи