Время работы

Фарфоровый шандал

Декоративно-прикладное искусство – искусство особого рода, оно теснее, чем какое-либо другое связано с повседневной жизнью людей. Большинство предметов, что находятся сейчас в музейных витринах, когда-то добросовестно служили человеку – кормили, одевали, поили, – словом, составляли его быт. Но все же каждая вещь несет на себе печать подлинного искусства. Ее создавал художник, над ней работал мастер своего дела, в ней отразился стиль времени, вкусы, мода.

В 1972 году в Пермскую художественную галерею была передана Союзом художников РСФСР коллекция известного советского скульптора Александра Терентьевича Матвеева и его жены художницы Зои Яковлевны Матвеевой-Мостовой. Видно, с какой любовью и знанием дела, с каким вкусом подбиралось каждое произведение этой коллекции. Но, несомненно, предметом особой гордости хозяев был небольшой фарфоровый шандал-подсвечник. Когда и где была сделана эта вещь, что составляет ее ценность? Чтобы ответить на эти вопросы, придется обратиться к началу истории русского фарфора.

 

 

Шандал. Фарфор. 1750-е. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург (ракурс 1)

 

Шандал. Фарфор. 1750-е. Исператорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург (ракурс 2)

На протяжении многих веков фарфор для европейцев оставался загадкой. Фарфоровую посуду привозили из Китая (там этот материал был известен с VII века) и ценилась она наравне с золотом. Так было до конца XVIII века. В 1709 году немецкий химик Иоганн Фридрих Бёдгер с помощью математика Эренфрида Чирнхауза открыл секрет фарфора.

В Росси попытка наладить фарфоровое производство делалась еще Петром I, а в 1744 году его дочь Елизавета Петровна издала указ о создании фарфорового завода, который служил бы «удовольствию ее императорского величества и славе Российской». Правительство заключило договор с немцем Гунгером, который обязался наладить в Санкт-Петербурге производство фарфора «как оный в Саксонии делается». Получив богатые дары, на выгодных для себя условиях, Гунгер приступил к делу. В качестве его помощника и человека, который мог бы продолжить начатое предприятие, был назначен русский ученый Дмитрий Иванович Виноградов. Именно ему, а не Гунгеру, который оказался совсем в этой области невежественным, русское государство обязано появлением отечественного фарфора.

О Дмитрии Ивановиче Виноградове известно совсем немного. Родился он в городе Суздале в семье священника. Учился в Академии наук, а в 1736 году в числе самых способных учеников, среди которых был М.В. Ломоносов, уехал в Германию для обучения химии и металлургии. Блестяще закончив курс наук, он вернулся на родину. После многочисленных опытов, в 1748 году на «Порцелиновой ее величества мануфактуре» был получен фарфор хорошего качества. Этот год считается годом рождения русского фарфора. Вещи первоначального, так называемого «виноградовского периода» (1747-1765), чрезвычайно редки, они, в основном, хранятся в наших центральных музеях. Шандал из пермской коллекции, принадлежит к этому времени. Доказательством служит вдавленное клеймо: небольшой кружок с точкой в центре. Шандал сделан в форме небольшой вазочки. Крышка ее представляет собой профитку, т.е. стаканчик для свечи. Когда ее переворачиваешь, свеча прячется в тулово вазы, а крышка превращается в изображение горящего светильника. Говоря современным языком, это остроумное дизайнерское решение. Рассматривая только один этот предмет, можно ощутить особенности стиля рококо – его легкость, изящество, декоративность. Ручки напоминают лепестки растений, тулово охватывают тонко вылепленные гирлянды цветов, сочетание густо-розового цвета и золота оттеняет блестящую белизну фарфора. Одно из главных достоинств шандала – это великолепное чувство материала: подобная вещь могла быть выполнена только в фарфоре.

Итак, шандал из коллекции пермской галереи был изготовлен на Императорском фарфоровом заводе в середине XVIII столетия. Два аналогичных предмета хранятся в собрании Государственного исторического музея (г. Москва). Вот что пишет о них крупнейший исследователь русского декоративно-прикладного искусства А.Б. Салтыков: «По благородству, изяществу и осмысленности своих форм этот шандал является одним из лучших образцов фарфора виноградовского периода». Эти слова в полной мере относятся и к нашему экспонату.

 

 

Шандал (фрагмент). Фарфор. 1750-е. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург.