Неизвестное об известных

В коллекции галереи хранятся портреты П.П. Шариной и И.Я. Шарина из села Ильинского – крепостных крестьян Строгановых. Известен автор портретов, тоже крепостной, иконописец и живописец из Ильинского, С.П. Юшков (1821/22 –после 1860). Кто мог заказать художнику портреты крепостных крестьян, для чего? Что известно о них? О чем могут «рассказать, не рассказывая", эти портреты?

 

Происходят оба портрета из села Ильинского, которое с 1771 года стало столицей Строгановской "империи": здесь было расположено Главное Правление Прикамских владений. Куплены оба портрета в Ильинском у разных владельцев: портрет крестьянки Шариной у Е.Я. Анферовой в 1934 году  и портрет крестьянина Шарина у А.М. Пепеляевой в 1936 году. Из источников поступления известны лишь фамилии изображенных, и что они – крепостные крестьяне. Кстати, фамилия Шарины достаточно широко распространена в этих краях – только в коллекции галереи три портрета принадлежат этой фамилии, довольно часто она встречается и сегодня. Владельцы портретов тоже известны. По крайней мере, они – жители Ильинского.

Тут необходимо сделать небольшое отступление. Работы кисти Семена Юшкова можно найти в Ильинском районном краеведческом музее и других музеях Урала. В коллекции Пермской художественной галереи хранится две иконы и шесть портретов, написанных этим талантливым крепостным живописцем. Об одном из них стало известно лишь в 1971 году благодаря местному краеведу И.С. Пепепляеву, который рассказал, что в семье одной из жительниц села Ильинского хранится женский портрет, писанный С.П. Юшковым. Таким образом в фондах галереи оказался замечательный "Портрет Т.П. Серебренниковой"(1850). 

Юшков С.П. Картина. Портрет Т.П.Серебренниковой. 1850

 

А.М. Пепеляева, передавшая галерее портрет Шарина, возможно, из этой же семьи – известных краеведов Пепеляевых. В 1930-е годы, когда портрет поступил в галерею, историю владельцев далеко не всегда фиксировали в документах приема. Поэтому о родственной связи Пепеляевых мы можем, хоть и с большой долей уверенности, но лишь предполагать.

Итак, автор портретов Шариных – тоже С.П. Юшков, о чем говорит подпись на женском портрете. Мужской портрет без подписи, но в инвентарной книге поступлений за 1937 год автором назван также Юшков.

О крепостном художнике Семене Петровиче Юшкове стоит сказать особо. Он был талантливым человеком, отмеченным во многих «художествах»: иконописцем, живописцем, музыкантом, регентом хора. Есть предположение, не лишенное правды, что он писал театральные декорации для водевилей театра крепостных актеров, и он же сочинял музыку для спектаклей. Ильинский театр крепостных актеров, с собственным зданием, оркестром, певческим хором, был известен еще с 1820-х, когда в губернском городе Перми об этом еще и не помышляли. Спектакли театра часто посещали и Пермские чиновники. О своем впечатлении о спектаклях театра и об игре актёров писал П.И. Мельников-Печерский в своих «Дорожных записках»: актерами были местные служители, женские роли исполняли мужчины, «но публике это нравилось».

Архивные документы подтверждают служебную занятость Юшкова, его учебу в местной иконописной мастерской. По «Формулярному списку служащих Главного Ильинского правления» на 1842 год документально подтверждено, что С. П. Юшков, а ему на тот момент было 20 лет, «с 1838 при обучении живописи. С октября 1841 живописцем и обучает музыке и пению». Такие же записи – «живописцем, регентом и музыкальным учителем» – продолжаются в Послужной книге вплоть до 1860 года, когда он «от службы уволен». Некоторые сведения о художнике сообщил А.А. Волегов, историк и исследователь рода Строгановых: «Особенно в моде в то время были водевили с пением. Музыку для водевилей поставлял местный музыкант и вместе художник Юшков, талантливый человек, но страдавший пристрастием к крепким напиткам». Видимо, эти пристрастия и привели к «увольнению от всех должностей» в 1860 году, и его судьба затерялась в море других человеческих судеб.

Кажется, известно много, но оказывается, что вопросов и предположений больше, чем ответов. И первый: это парный портрет четы, супружеской пары? Скорее нет, чем да. Парные портреты в искусстве – отечественном и не только – обычно изображают семейную чету, мужчину и женщину, обращёнными лицом друг к другу, композиционно замыкающими как бы «арку». Наши портретируемые обращены в одну сторону. Женский портрет дошёл до нас с обозначением: «крепостная оброчная крестьянка». 

Юшков С.П. Картина. Портрет П.П. Шариной, оброчной крестьянки графов Строгановых. 1850-е

 

Под оброком понимали подать крепостных крестьян, которую они отдавали владельцу. Часто оброк становился индивидуальной повинностью. Он назначался определенным людям, в том числе тем, которые занимались ремеслом или искусством. Можно предположить, что П.П. Шарина занималась ткачеством или другим ремеслом, распространённым в селе. Изображённый на мужском портрете – крепостной Строгановых. На супружескую пару эти изображения не похожи. Отсюда вытекает вопрос: как и зачем крепостные крестьяне заказывали свои портреты? Определенно, не для собственного удовольствия художник Юшков написал портреты односельчан. Заказ – однозначно. А вот зачем? – вызывает несколько предположений. Село Ильинское, где было расположено Главное правление строгановских владений, быстро богатело. Удобное расположение на Каме соединяло село по речному пути с крупными торговыми российскими городами. Через него снабжались хлебом и другими товарами почти все строгановские заводы. Все это благоприятствовало оседанию здесь крупных капиталов. Многие крепостные были далеко не бедными. Зажиточные крепостные крестьяне – те же купцы, но перейти в купеческое сословие стало возможным только после отмены крепостного права. Однако они хотели – по примеру господ – иметь собственные «родовые портреты», чтобы зафиксировать свой статус как перед современниками, так и перед потомками. Не случайно русское искусство XVIII-XIX веков оставило довольно большой объем портретов купцов и крестьян, созданных провинциальными художниками. Таким образом, этот слой портретного искусства отражает социальное явление в русском обществе.

Естественно, Юшков в портретах добивался максимальной точности, достоверности. Портреты отражают индивидуальность портретируемых. Вопроса о портретном сходстве не возникает – иначе и быть не могло. У Шариной жесткие складки лица, глаза с набухшими веками, выступающие скулы. У Шарина – лысина, тонкие губы, лицо окаймлено бородой. В портретах выражено понятие зажиточного класса о себе, «амбиция класса», а не импрессия живописца.

Портреты кажутся простыми и незамысловатыми. Однотипные позы – в трехчетвертном повороте. Фигуры предстают в некой фронтальной застылости, они мощно вписаны в прямоугольники холста. Письмо доскональное, тонкое. Неяркий колорит. Но, при всей простоте, изображённые на портретах «не открываются» зрителю. Они сдержанны, замкнуты в себе, полны собственного достоинства. В них – уверенность в стабильности мира, которую давало православное миропонимание. Нечто постоянное, основательное узрел в своих односельчанах, крепостных крестьянах их современник С. П. Юшков. Эти портреты – целый мир. Портреты–«мироздание». Здесь важен сам человек, не его занятия и дела. Каждый портрет – это и характер определенного человека, и константа целого сословия.

Юшков С.П. Картина. Портрет И.Я. Шарина, оброчного крестьянина графов Строгановых. 1850-е

 

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам