"Золотой век" гравированного стекла

Коллекция художественного стекла Пермской галереи более 500 произведений, она включает памятники западноевропейского, русского и советского искусства ХVIII-ХХ вв. и представляет исключительный интерес.

Кубок. Санкт-Петербург. Императорский стекольный завод (?). 1741-1761

Кубок. Санкт-Петербург. Императорский стекольный завод (?). 1741-1761

Русский раздел коллекции стекла ХVIII–начала ХХ века (около 200 произведений) значительно больше западноевропейского; он достаточно разнообразно иллюстрирует историю развития художественного стекла в нашей стране, показывая богатейшие художественные возможности этого пластичного, хрупкого и светоносного материала.

Однако коллекция оставалась практически неизвестной как широкому кругу любителей этого вида прикладного искусства, так и специалистам. Она слабо изучена, не имеет публикаций. Содержащаяся в музейной Описи информация крайне ограничена, это простое инвентарное описание той или иной вещи в собрании галереи. Место и время производства в лучшем случае указаны весьма расплывчато («ХVIII», «русская работа», «европейская работа»), а чаще всего не даны совсем; лишь иногда встречаются сведения о способе приобретения экспонатов («безвозмездная передача», «покупка», «дар» и пр.).

Выставка «Наследие императоров» задумывалась первоначально как выставка Императорского фарфора, который прошел несколько этапов научного изучения (автор выставки и научного каталога А.И.Пестова – главный научный сотрудник). В результате многолетней и кропотливой исследовательской работы в 2019 году был подготовлен к печати каталог коллекции. Таким образом, готовилась выставка-публикация, что очень ценно и крайне редко бывает не только в музейной практике Пермской художественной галереи.

Позднее автором концепции в состав выставки были включены также изделия Императорского стекольного завода. В отличие от фарфора, стекло требовало проведения исследовательской работы по его атрибуции и описанию.

Атрибуция художественного стекла относится к труднейшему роду занятий по изучению произведений искусства. В подавляющем большинстве изделия из стекла лишены каких-либо опознавательных знаков – заводских марок, помет, имен или инициалов авторов. Исследователь должен обладать не только разнообразными и глубокими научными знаниями, но и практическим опытом. Например, важную роль в атрибуции играет само стекло – его качество, состав, цветовой оттенок, знание разных техник, особенностей декора и т.д.

При работе со стеклом удалось определить место и время производства (иногда под вопросом) целого ряда изделий, установить материал и технику исполнения, сделать их научное описание. Это можно назвать первым этапом научной систематизации коллекции стекла. С известной долей осторожности, были выделены из общего собрания единичные изделия, отличающиеся высоким эстетическим и творческим уровнем, создаваемые для Императорского двора.

Круг памятников Императорского стекла, который был атрибутирован и войдет в экспозицию временной выставки, невелик – около 30 произведений. С некоторыми из них мы готовы вас познакомить.  Наш экскурс начинается с ХVIII века, который исследователи называют «золотым веком» гравированного стекла во всех европейских странах. Своя школа гравировки сформировалась и в России.

Начальный этап ее развития связан с Измайловским заводом, где с 1670 года работает приезжий мастер Анц Фридрих, а в реестрах завода начинают упоминаться гравированные изделия. С 1710-х годов развитие русского гравированного стекла связано с Ямбургским стекольным заводом под Петербургом. Здесь с 1718 по 1728 год работал приезжий гравер Иоганн Меннарт. После него на заводе остаются русские граверы Василий Пивоваров и Дементий Войлоков. С их именами исследователи связывают ряд гравировок с вензелями Петра II (1727-1730) и с портретами Анны Иоановны (1730-1740), получившими большое распространение. Отметим, что далеко не сразу гравировка на Ямбургском заводе обрела свою специфику. Особенно это заметно в работах русских резчиков. Восприняв от своих учителей элементы барочного орнамента, они значительно его видоизменили. Их орнаменты отличаются более спокойным ритмом и более крупным масштабом рисунка. И все же ямбургское стекло, несмотря на успехи, исследователи рассматривают его как прелюдию к подлинному расцвету русского гравированного стекла, который связан с деятельностью Петербургского завода.

В 1730-году Ямбургский завод практически прекратил свое существование (еще ранее, в 1724 году, был закрыт Измайловский завод). Однако на технической и кадровой базе этих мануфактур возникло крупное государственное предприятие – Императорский стекольный завод в Санкт-Петербурге, изделия которого составили славу стеклоделия в последующий период.

Среди продукция Петербургского казенного завода ХVIII века большое место занимают великолепные парадные кубки, выполненные в период правления императрицы Елизаветы Петровны, украшенные ее вензелями, гравированными портретами, изображениями государственного герба. К этому времени в России уже окончательно сложился тип репрезентативного кубка.

Разумеется, как и любое произведение декоративно-прикладного искусства, художественное стекло является опосредованным отражением своей эпохи, господствующего художественного стиля. Работы более раннего времени – типичные образцы русского петровского барокко: нарядные и декоративные, но не перегруженные деталями. Изображения на изделиях Елизаветинской эпохи другие – в них буйство декоративных рокайльных элементов, заключенных в жесткий композиционный модуль.

Штоф. Санкт-Петербург. Завод Г.А.Потемкина (?), 1780-1790-е (?)

Штоф. Санкт-Петербург. Завод Г.А.Потемкина (?), 1780-1790-е (?)

Образцами для портретных изображений Елизаветы Петровны служили выпущенные в ее правление монеты, то есть мы видим на кубках официальный, репрезентативный и высочайшим повелением утвержденный портрет.

Золотой век гравированного стекла в России подошел к концу в эпоху правления императрицы Екатерины II. Императорский завод, носивший в 1770-1780-х годах название Потемкинского (императрица передала его во владение своему фавориту, князю Г.А.Потемкину) по-прежнему выпускал парадные кубки, украшенные в технике гравировки, однако предметы становятся меньше и их украшает сдержанный декор. В гравированное стекло отчасти возвратились аллегоричность и символичность сюжетов начала ХVIII века.

Гравированное стекло, сдавая свои позиции, уступало место входящему в моду великолепному хрустальному стеклу. На Потемкинском заводе велись также активные эксперименты с цветными и глушенными стеклами. Эти яркие, броские и эффектные изделия, гораздо больше подходили для пышных екатерининских дворцов и загородных резиденций. Конечно, стеклоделие не могло расстаться с техникой гравировки полностью и навсегда, однако она утратила главенствующее положение.

Группа изделий ХVIII века из собрании Пермской галереи (кубки, бокалы, штофы), декорированные гравировкой, невелика, но она дает представление о многообразии приемов и об уровне мастерства стеклоделов.

Кубок. Санкт-Петербург, Императорский стекольный завод (?), 1741-1761
Стекло бесцветное (хрустальное?); выдувание в форму, гранение, гравировка
Высота: 23,8; дм. 10,2
Описание: Кубок конусообразной формы, на ножке-балясине, на круглом, чуть приподнятом в центре основании, крышка утрачена. На корпусе на одной стороне - профильный портрет императрицы Елизаветы Петровны, под балдахином (шатром), по сторонам – два гения, держащие в руках атрибуты власти: жезл и сферу; на верху, в небольшом круглом резерве, вензель императрицы «ЕIP». На противоположной стороне - двуглавый орел под тремя коронами, окруженный знаменами и арматурой. Между медальонами размещены крупные рокайльные завитки.
Поступление: в 1825, из Государственного музейного фонда Народного Комиссариата просвещения РСФСР
Легенда: Происхождение и история бытования кубка неизвестны

Штоф/ Санкт-Петербург, Завод Г.А.Потемкина (?), 1780-1790-е (?)
Стекло бесцветное; выдувание в форму, гравировка.  26,5х10,9х8,0
Описание: Тулово прямоугольное, с округлыми плечиками, переходящими в короткое цилиндрическое горло с венчиком, на утолщенном основании. Тулово с четырех сторон декорировано гравированным рисунком. На лицевой стороне, в фигурном резерве, вензель «ЕАII» под царской короной. На противоположной стороне, в таком же фигурном резерве – двуглавый орел. На боковых гранях – высокие ветки с цветком и листьями. На основании технологический скол (след от понтии). 
Поступление: в 1930, из Государственного музея Керамики
Легенда: Происхождение и история бытования штофа неизвестны
Атрибуция: Штоф декорирован вензелем российской императрицы Екатерины II (1762-1796). Предметы с монограммой Екатерины Алексеевны изготавливались на заводе Г.А.Потемкина с конца 1780-х годов. Ассортимент продукции завода был чрезвычайно широк, в том числе выполнялись высокохудожественные изделия для нужд царского двора.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам