Поначалу возникла потребность привести экспонаты в надлежащее экспозиционное состояние. Вскоре выявилась необходимость реставрации более сложного уровня. Особой заботой Серебренникова становится проблема атрибуции – датировки, стилистических особенностей – древнерусской иконописи, что оказалось невозможным без участия реставраторов, без раскрытия икон из-под позднейших записей и потемневшей олифы. Один из важных источников для раскрытия этой темы – многолетняя переписка Н.Н.Серебренникова с известнейшим художником, искусствоведом, реставратором, директором Государственных центральных реставрационных мастерских И.Э. Грабарем (1871-1960).
И.Э. Грабарь (в центре) и Н.Н. Серебренников (второй слева) в Пермской художественной галерее. 1925. Фото из архива ПГХГ
Уже в первом письме от 16 октября 1925 года, через два месяца после их личного знакомства и совместной поездки на север Пермского края – в Соликамск, Усолье, Орел-городок – Н.Н.Серебренников описывает возникшие проблемы и советуется: «Хочу поделиться с Вами результатами проведенной мной в последнее время работы и просить Ваших советов. Распростившись с Вами в Усолье, я собрал в Ленве, Веретии и Дедюхине для пополнения отдела древнерусского искусства и поехал в Пожву, где и нашел очень интересную усадьбу бывших князей Всеволожских. Среди немногих остатков от обстановки в усадьбе остались три разрозненные… гарнитура мебели карельской березы нач. ХIХ века; красного дерева1820-х годов, красного же дерева 1840-1850-х годов, а также «Мадонна», подписанная Козловым; два пейзажа первой четверти ХIХ века и бюст из гипса работы Трубецкого. Последний оказался пострадавшим: у него частично отбиты нос, левая бровь, левый глаз и усы. Теперь вопрос в приведении в порядок скульптуры и мебели. Разрешите просить Вашего совета: не будет ли большого греха, если мы (предполагается – И.Н. Вроченский) эти небольшие на бюсте повреждения устраним путем надлежащего наращивания гипсом (у нас имеется фотография того лица, что изображен скульптурой) или что в противном случае предпринять, ибо в теперешнем виде эту скульптуру экспонировать не особенно удобно.….Затем, можно ли рассчитывать на получение тканей из бывших дворцовых запасов для обивки поступившей в музей мебели?».
Вроченский И. Н. Фото с сайта www.fnperm.ru
В следующем письме, написанном в ноябре того же года, Серебренников сообщает Грабарю: «Бюст работы Трубецкого с Вашего разрешения И.Н. Вроченским почищен, после пошлю фотографии с него до и после реставрации»….«Мадонна» Козлова при тщательном исследовании… хотя И.Н. Вроченским и признается за оригинальную, но серьезного художественного значения не имеет».
Серебренников называет имя художника И.Н. Вроченского (1881-после 1935), который в 1920-е годы был хорошо известен в художественной и музейной среде Пермского края.
Выпускник центрального училища технического рисования барона Штиглица, он в 1910-е годы преподавал графику в частных учебных заведениях Лысьвенского завода графа Шувалова. С 1919 жил и работал в Перми, был педагогом Пермского художественного техникума. В 1925 году он становится научным сотрудником художественного отдела музея и привлекается Н.Н.Серебренниковым не только к реставрации произведений, но и к научной, экспозиционной и просветительской работе: для атрибуции произведений, определения художественного уровня, проведения экскурсий, лекций, участия в диспутах.
Вопрос о том, давал ли Грабарь какие-то конкретные рекомендации по технологии работы и материалам, остается открытым. Вполне возможно, что Вроченский опирался только на свой опыт. По отчетам известно, что Серебренников поручал художнику реставрацию живописных работ. Думается, ему пришлось заниматься и мебелью, и предметами декоративно-прикладного искусства, которые в большом количестве были включены в первую масштабную экспозицию 1925 года.
Первая экспозиция деревянной скульптуры 1925 год. Фото из архива ПГХГ
В музее следили за всеми новостями, связанными с реставрационными делами. Серебренников, возможно, по совету Вроченского, интересовался у Грабаря, как музей может получить для музейной библиотеки профессиональные сборники «Вопросы реставрации».
А в августе 1927 года в письме Грабарю Серебренников радуется выставке, организованной центральными реставрационными мастерскими и имеющей большой резонанс: «Некоторые мои московские знакомые писали с восторгом о 3-й реставрационной выставке и особенно о привезенных с Урала вещах: «Мадонна», «Похищение Европы» и др.». Серебренников перечисляет работы Нижнетагильского и Свердловского музеев. Мадонной он называет живописную работу «Мадонна с покрывалом», найденную в 1924 году на чердаке дома Демидовых в Нижнем Тагиле. Картина была увезена в Москву, отреставрирована, Грабарь атрибутировал ее как работу «ближайшего круга Рафаэля». Картина была интересна, в том числе, как образец подхода Грабаря к проведению научной атрибуции. Результаты всестороннего комплексного исследования картины были опубликованы в сборнике «Вопросы реставрации» 1928 года.
Реставрация произведений из провинциальных музеев в столичных реставрационных мастерских вдохновляла Серебренникова, давала надежду. Для него, собравшего значительное количество икон, особенно строгановских писем, их подготовка к экспозиции и атрибуция воспринималась первоочередной задачей. Но это могли сделать только опытные столичные реставраторы. В письме Грабарю от 4 июля 1933 года Серебренников просит командировать реставратора, хотя бы на лето и даже описывает условия жизни, которые Пермь может ему предложить. Свое обращение персонально к нему Серебренников объясняет таким образом: «На обращение в Центральные художественно-реставрационные мастерские я получил ответ, что командировать не могут, недостаточно кадров».
Проблемами реставрации в советской России занималась Всероссийская реставрационная комиссия (918–1924). По рекомендации А.В. Луначарского ее возглавил И.Э.Грабарь. Позднее Комиссия была преобразована в Центральные государственные реставрационные мастерские (1924-1934), сегодня носящие имя И.Э.Грабаря.
Вопросы реставрации. Сборник. Центральные государственные реставрационные мастерские. 1928
П.И. Юкин. Реставратор. Фото WWW.nounb.ru
Ранее других реставрационные работы начались в Московском Кремле, получившем разрушения в годы Гражданской войны. Комиссия и ее мастерские организуют научно-реставрационные экспедиции в центры древнерусской культуры, насыщенные памятниками старины. В 1920-е годы состоялось 15 таких экспедиций по Северной Двине, Онежскому краю, Сольвычегодской области, Волге, Оке, городам Украины, Белоруссии, Средней Азии. Продолжая обследовать художественное наследие локальных региональных центров России, Грабарь в 1925 году с целью знакомства со строгановскими культурными гнездами приезжал в Пермь. Его поездка по Пермскому краю – отдельная важная для развития галереи страница истории.
Вслед за центральными создаются реставрационные мастерские в центрах древней культуры – Киеве, Новгороде, Ярославле, Вологде. Расширяются и создаются реставрационные отделы при крупнейших музеях СССР – Эрмитаже, Третьяковской галерее, Русском музее, музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, музее-заповеднике Троице-Сергиевой Лавры. Впервые задача изучения местных художественных школ и поисков необходимого для этого конкретного материала была принципиально поставлена именно Всероссийской реставрационной комиссией под руководством Грабаря. Комиссией, а также центральными и местными музеями была проделана в этом направлении огромная работа.
В эти первые годы консервационно-реставрационной деятельности были открыты знаменитая «Троица» и иконы «звенигородского чина» А.Рублева. Раскрыты фрески А. Рублева и Д.Черного в Успенском соборе во Владимире, фрески Ф.Грека в храме Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, росписи ХII века Спасо-Мирожского монастыря в Пскове и такие шедевры иконописи, как «Владимирская Богоматерь» (ХII в.), «Устюжское благовещение» (ХII в.), «Толгская богоматерь» (ХIII в.), «Дмитрий Солунский» (ХII в.) и др.
На основании открытий реставраторов Грабарь пишет статью «Фрески Дмитровского собора во Владимире» (1923), исследует и издает творческие биографии Ф.Грека (1922) и А. Рублева (1926). Это была эпоха поистине великих открытий, совершенно по-новому осветившая историю русского искусства.
О своей деятельности Комиссия отчитывалась специальными реставрационными выставками. Первая такая выставка состоялась в 1918 году, вторая – в 1920, третья - в 1927 году. Именно о последней выставке, на которой были представлены работы из уральских музеев, писал Серебренников Грабарю.
На них демонстрировались новые научные и практические методы реставрации, они сопровождались научными каталогами. В эти годы основу реставрационных кадров составили немногочисленные специалисты Москвы и Ленинграда, начинавшие свою деятельность в предреволюционные и первые послереволюционные годы.
О триумфе русских реставраторов Грабарю писал реставратор П.И. Юкин из Лондона (декабрь 1929), где проходила выставка икон: «Выставка имеет огромный успех, продано более 2000 каталогов за две недели. Посетителей в день от 400 до 800 человек, много хороших статей…Я веду беседы о технике икон через переводчика, слушают с большим вниманием».
Были выпущены два сборника «Вопросов реставрации» – 1926 и 1928 годов. Оба сборника получили восторженную оценку за границей: от крупнейших византинистов Берлина, Парижа, Лондона и Нью-Йорка, а также, со стороны искусствоведов. В 1930-е годы проводятся первые опыты по исследованию произведений искусства в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, а рентгенографирование в это время уже входит в повседневную практику центральных музеев (Эрмитаж, Третьяковская галерея).
Пермь не была центром древнерусской культуры с обилием древних памятников и дождалась приезда реставратора из Москвы перед самой войной. П.И.Юкин (1885-1945) - сотрудник секции древнерусского искусства Третьяковской галереи, прибыл в Пермь 22 июня 1941 года.
Представитель династии Палехских иконописцев, он имел многолетний стаж реставрационной работы и громадную практику. Участвовал в реставрации большинства храмов древнего Новгорода, в раскрытии фресок Дмитровского собора во Владимире, был большим специалистом по снятию росписи со стен храмов, которые предполагалось закрывать и разбирать. Им был разработан свой метод и технология этой работы, примененные им в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря в Москве, Троицком соборе Макарьев-Калязинского монастыря, церкви Чуда архангела Михаила в Чудовом монастыре Московского Кремля, ряда храмов Ярославля, Киева. Снятые фрагменты поступали в Государственный исторический музей, Третьяковскую галерею, музей архитектуры, сегодня носящий имя А.В.Щусева и другие музеи.
В Пермь Юкин был приглашен для решения нескольких задач. В феврале 1941 году была закрыта церковь Похвалы Богородицы в селе Орел-Городок, первой столице Строгановых в Прикамье. В притворе храма находилась оригинальная по содержанию роспись, на которой на втором плане среди врагов церкви (языческий жрец, раввин, мулла, старообрядец) был изображен Л.Н.Толстой, идущий в ад. Юкин перенес роспись со слоем штукатурки на обрамленную деревянную плоскость. В таком виде она поступила в Усольский музей. Когда музей перевели в Березники, то роспись доставили туда в виде отдельных сложенных в ящик кусков.
Для Пермской галереи важнейшим представлялась участие Юкина в просмотре иконописной коллекции, определение ее художественного уровня и проведение раскрытия некоторых икон от позднейших записей. Павел Иванович Юкин возглавил список столичных реставраторов, помогавших пермским музейщикам в изучении и понимании строгановской школы иконописания. Отдельная страница истории – реставрация в годы Великой Отечественной войны. Серебренников смог добиться разрешения привлечь для работы с пермской коллекцией реставратора Третьяковской галереи И.В. Овчинникова, находящегося в Молотове в эвакуации.
О результатах их работы Серебренников сообщает Грабарю в письме 1943 года: «В связи с приездом П.И. Юкина в Молотов в 1941 году, сделавшего закрепления и пробные расчистки строгановских икон ХVI-ХVII веков и особенно благодаря расчисткам 1941-1942 годов В.И. Овчинникова, несколько икон этих писем неизвестных прежде мастеров (Семен Хромой, Гришино письмо) открывают новые данные для истории русского искусства ХVI-ХVII веков. Дальнейшее изучение наших образцов…..поможет правильному пониманию строгановских писем. У меня складывается уже гипотеза, решающая вопрос».