Цветное стекло Императорского завода (вторая половина ХIХ – начало ХХ)

К выставке "Наследие императоров"

Продолжаем рубрику знакомства с коллекцией Императорского художественного стекла из собрания Пермской государственной художественной галереи. Для европейского и русского стеклоделия вторая половина ХIХ - начало ХХ века – это время активного художественного поиска. Разнообразие форм и декоративных решений нашли воплощение в многочисленных предметах из цветного стекла, о которых пойдет речь в этой статье. В предыдущих двух материалах мы познакомили с уникальными художественными произведениями, выполненными в стиле барокко и классицизма. Сегодня делимся научными находками, связанными с произведениями периода историзма и модерна. 

Процесс создания выставки всегда вызывает горькое сожаление о ее неизбежно временном и быстротечном характере. Поэтому, чтобы продлить процесс во времени, мы открыли на сайте галереи рубрику знакомства с самим процессом подготовки работ к экспонированию на выставке «Наследие императоров», посвященной художественной продукции русских императорских фарфоровых и стеклянных мануфактур середины ХVIII – начала ХХ веков.

По сути, мы показываем одну из главных лабораторий по созданию выставки – научно-исследовательскую. Разнообразных коллекций и отдельных произведений в Пермской галере немало. Но далеко не все они изучены. Изучение коллекций сложный и длительный процесс, растягивающийся иногда на многие годы.

В экспозиции выставки «Наследие императоров»  все произведения имеют научно-исследовательскую базу. В конце 2019 г. завершена многолетняя работа по созданию научного каталога по Императорскому фарфору второй половины ХVIII-начала ХХ веков.

Однако Императорское художественное стекло находится еще в процессе систематизации и изучения. Именно на этой работе мы старались сосредоточить внимание наших зрителей. Тем более что многие произведения выйдут в выставочное пространство галереи впервые.

В предыдущих двух материалах мы познакомили вас, уважаемые зрители, с уникальными художественными произведениями, выполненными в стиле барокко и классицизма. Сегодня мы делимся научными находками, связанными с произведениями периода историзма и модерна. В этот период Императорский стеклянный завод по-прежнему работал для императорской фамилии, создавая изделия для дворцов, загородных резиденций, дач, яхт, а также для дипломатических подарков и аристократии.

Для европейского и русского стеклоделия вторая половина ХIХ - начало ХХ века – это время активного художественного поиска. Разнообразие форм и декоративных решений нашли воплощение в многочисленных предметах из цветного стекла, среди которых «Ваза с изображением парящих пути» (1874).

Ваза. Санкт-Петербург, Императорский стеклянный завод. 1874

Санкт-Петербург, Императорский стеклянный завод. 1874
По проекту Вивана Босе (?)
Декор по рисунку Франсуа Буше;
Исполнитель росписи А.Борисов
В нижней части композиции, справа, подпись черным от руки: А. Борисовъ. 1874 г.
Марка серо-голубая надглазурная: А II под короной
Стекло молочное, крытье, монохромные эмали, золочение
Высота: 47,5 см.
Поступление: 1928г. из Государственного музейного фонда Народного Комиссариата просвещения РСФСР (Ленинград)
Аналогии: в Омском музее им. М.Врубеля, инв. № К-380

Мастера, работавшие в традициях эпохи историзма, черпали вдохновение в искусстве прошлого. В эпоху романтизма появился интерес к готическому искусству средневековья. Примером подобного художественного симбиоза мы уже называли в предыдущем материале «Готический сервиз» Императорского завода. Аналогичная ситуация сложилась и с так называемым помпейским или этрусским стилем и «вторым рококо». Это направление на выставке наиболее полно будет представлено фарфоровыми произведениями.

Новый виток увлечения историческим наследием связан с искусством стран Востока. Эта тенденция характерна для всего европейского искусства, литературы и науки. Не остался в стороне от увлечения восточным искусством и Императорский стеклянный завод. Для России и русского искусства это, прежде всего, интерес к искусству стран Ближнего Востока.

В 1860-е годы, в период правления Александра II, в художественном стекле встречались достаточно вольные вариации на «восточную» тему. Несколько позднее пришло иное, более научное воспроизведение восточных образцов, когда повторялись и форма, и орнамент. По существу, изготавливалась реплика. В 1870-х годах появилась мода на так называемое исламское стекло.

Реминисценцией восточного стиля является кувшин (1880-1890-е), на дне которого имеется марка Александра III.

Кувшин Санкт-Петербург, Императорский стеклянный завод. 1880-1890-е

Кувшин
Санкт-Петербург, Императорский стеклянный завод. 1880-1890-е
По рисунку И.И. Муринова (?)
Марка черная надглазурная: А III
Стекло бесцветное, выдувание, гутная техника, полихромные прозрачные эмали, золочение
Высота: 31,8 см.
Поступление: 1922, из Пермского научно-промышленного музея
Аналогии: в Омском музее им. М.Врубеля хранится кувшин, аналогичный по форме, но с иной цветочной декорировкой полихромными эмалями; инв. № К-380

Техника росписи стекла густой прозрачной эмалью получила распространение на Императорском стеклянном заводе в 1880-х годах и использовалась для декорирования изделий в самых разных стилях, в том числе в «русском» и «русско-византийском». Внедрению этой технологии Императорский завод обязан химику Бонафеде и художнику Ивану Муринову. 

Ваза. Санкт-Петербург, Императорский стеклянный завод (?) 1870-е (?)

Ваза
Санкт-Петербург, Императорский стеклянный завод (?) 1870-е (?)
Марка не обнаружена
Стекло синее, выдувание, крытье, полихромные непрозрачные эмали, золочение
Высота: 26,0 см
Поступление: 1921 из Государственного музейного фонда Народного Комиссариата просвещения РСФСР, ранее – в собрании Английского клуба (Москва)

С большим мастерством выполнены две парные вазы, декорированные росписью непрозрачными эмалями, исполненные русскими мастерами на Императорском заводе в период Александра II. Одну из них мы представляем вашему вниманию.

Ваза
Санкт-Петербург, Императорский стеклянный завод. 1870-е (?)
Марка красная, от руки: А II под короной
Топазовое стекло, выдувание, полихромные непрозрачные эмали, золочение
Высота: 24,6 см
Поступление: 1921 из Государственного музейного фонда Народного Комиссариата просвещения РСФСР

Ваза Санкт-Петербург, Императорский стеклянный завод. 1870-е (?)

В эпоху модерна стеклоделие переживает период наивысшего расцвета. В это время на смену эклектике с ее намеренным любованием прошлым, приходит новый стиль – модерн, ярко проявившийся в художественном стеклоделии. Разработка нового стиля велась в нескольких направлениях.

В составе экспозиции ваза (1893), выполненная в стиле «галле», выдающегося французского художника Эмиля Галле (1848-1904). «Текучая» форма вазы необычайно согласована с пластичностью самой стеклянной массы, украшена как бы случайно выросшим растением с тонким, гибким стеблем. Большое место в стекле типа «галле» занимали произведения с изображениями цветов, которые олицетворяли то или иное чувство. Но затем появились и такие, что были инспирированы собственно русским искусством.

Ваза Санкт-Петербург, Императорский стеклянный завод. 1893

Ваза
Санкт-Петербург, Императорский стеклянный завод. 1893
Марка в массе: А III под короной, 93
Многослойное стекло, резьба, гравировка
Высота: 13,5 см

Декор ваз, графинов, флаконов, выполненных в технике Галле, создавался путем глубокого травления или снятия гравировкой поверхностного слоя многослойного стеклянного изделия, что позволяло получить мягкие и живописные цветовые переходы. Подобные вазы не были массовой продукцией, часто выполнялись в единственном экземпляре.

В новой, гутной, технике выполнена ваза с плавными, «текучими» формами, гармонично сочетающимися с благородной палитрой стекла, которую мы с большой осторожностью относим к произведениям Императорского завода конца ХIХ – начала ХХ в.

Ваза Санкт-Петербург, Императорский стеклянный завод. Конец ХIХ-начало ХХ в.

Ваза
Санкт-Петербург, Императорский стеклянный завод. Конец ХIХ-начало ХХ в.
Марка не обнаружена
Стекло многоцветное, золотой рубин, выдувание, гутная техника
Высота: 21,3 см
Поступление: 1922 из Пермского научно-промышленного музея

Материалы выставки «Наследие императоров» подготовлены главным научным сотрудником Пермской галереи Александрой Ивановной Пестовой, автором концепции и куратором выставки.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам