Другие события

Война. Блокада. Музей.

0+
Пермская государственная художественная галерея Комсомольский пр., 4
25 января 2019 12:00

Лекция-беседа с показом произведений из фондов галереи, посвященная художникам и деятелям культуры, эвакуированным в Пермь из Ленинграда в годы войны, и тому, как ленинградцы повлияли на культурную ситуацию в нашем городе. Спикеры встречи — президент галереи Надежда Беляева и хранитель коллекции графики Наталья Новопашина.

Во время Великой Отечественной войны в Пермь были эвакуированы многие заводы из центральных районов страны, здесь разместились на хранение художественные коллекции Русского музея, частично Третьяковской галереи и Эрмитажа, художественных музеев Загорска, Краснодара.В конце сентября – первой половине октября 1941 в здании Пермской областной художественной галереи был развернут Филиал Русского музея. В фондовых помещениях и экспозиционных залах галереи были размещены упакованные в 327 ящиков более 26000 выдающихся произведений 12-нач. 20 вв., 20400 ценных архивных материалов и редких книг. 

В Пермь приехал коллектив прославленного Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова во главе с такими корифеями, как выдающийся  дирижер А.М. Пазовский, художественный руководитель и режиссер театра Л.В. Баратов, композитор М.В. Коваль, артисты балета и оперы Г.С. Уланова, Н.М. Дудинская, К.М. Сергеев, Ф.И. Балабина, О.А. Кашеварова, Г.М. Нэлепп, художники Ф.Ф. Федоровский, Н.А. Альтман. В Перми жили писатели В.А. Каверин, Ю.Н. Тынянов, А.А. Актиль, М.Козаков. 

Художники – ленинградцы В.А. Оболенский, В.М. Орешников, Ю.А. Васнецов, М.М. Джакупова, приехавшие в наш город, вместе с пермяками активно работали в Агитмастерской, открытой 11 сентября 1941 года. Мастерская располагалась в одном из помещений художественной галереи под колокольней. Руководство мастерской было поручено директору галереи Н.Н. Серебренникову. Особое внимание уделяли созданию агитокон, для которых использовали карикатуры  из «Правды», «Крокодила», а позже стали сочинять сами. Рисунки выставлялись в окнах магазинов на центральных улицах города. Появилась витрина газеты «Звезда» рядом с редакцией на улице Карла Маркса. «Окна «Звезды» часто менялись и были живым откликом на политические события в стране. Задачи, которые стояли перед художниками — моментально откликаться на злобу дня, создавая интересные, острые по образному решению плакаты. Эта работа  требовала оперативности, выдумки, быстроты, активности. Темы плакатов были разные: «Работать в тылу как на фронте», «Дружба народов — смерть для врага», «Лицо врага», «Теплую одежду — бойцам», «Наши задачи», «Снайперы фронта и тыла» … Наиболее острыми и удачными были стихотворные тексты к плакатам, сочиненные ленинградским поэтом, сатириком  Анатолием Актилем.  

В. Оболенский был одним из тех, кто  самоотверженно и активно работал в коллективе агитмастерской,  жизнь которой напоминала боевые будни «Окон РОСТА». Художника можно было видеть на фабриках и заводах Перми, в редакции областной газеты «Звезда», на совещаниях писателей и спектаклей Кировского театра, а также в гостинице «Центральная», которая напоминала улей, переполненный до отказа эвакуированными актерами, писателями и художниками с семьями. Постоянными «спутниками»  Оболенского были  лист бумаги и карандаш. При каждом удобном случае он рисовал.

В 1942 году в Перми Оболенским было выполнено более 60  портретных рисунков, на которых запечатлены деятели литературы и искусства. Единый формат рисунков — погрудное изображение портретируемых — не заслоняет композиционного разнообразия в их построении. Каждый портрет несет в себе очень точное, особенное, неповторимое психологическое состояние портретируемых.

Лекция-беседа организована при поддержке Министерства культуры Пермского края.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам