Лекция

Лекция "Александр Пушкин в творческой биографии Сергея Дягилева"

12+
Пермская государственная художественная галерея Комсомольский пр., 4
23 мая 2019 18:30

Великий импресарио Сергей Дягилев, при всем очевидном западничестве, был очень русским человеком и любил пред всей Европой и миром блеснуть родными талантами. Выдающийся пропагандист русской культуры, организатор «Русских сезонов», он открыл миру целые пласты  отечественного искусства – новгородскую, ростовскую и строгановскую иконопись, живопись ХVIII - начала ХХ веков, имена крупнейших творцов русской культуры: Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, И. Стравинского, Ф.И. Шаляпина, А. Павловой, В. Нижинского, А.Я. Головина, Л.С. Бакста и многих других. 

Дягилев был страстным собирателем русских древностей, редких книжных изданий, автографов. В его коллекции – указы Петра Великого, Екатерины II, азбука Ивана Федорова, автографы композиторов и писателей. Самое почетное место  принадлежало  Пушкину. К 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина Дягилев подготовил номер журнала «Мир искусства», полностью посвященный  поэту. 

Т. Райт. Портрет А.С. Пушкина

Как собирателя,  его интересовали  неопубликованные письма Пушкина Наталье Николаевне, владелицей которых была внучка Пушкина Софья Николаевна фон Меренберг.

Дягилев мечтал создать в Европе центр изучения русской культуры, в основе которого – огромное  книжное собрание с обширным рукописным отделением, отдаленно напоминавшем о существующем в России Пушкинском Доме. Ему  мечталось, чтобы  в  этом центре   сосредоточивалась  бы вся  работа за границей по  изучению русской культуры.

Но самым большим триумфом русской культуры, связанным  с именем Пушкина, стала грандиозная  премьера оперного спектакля «Борис Годунов» на сцене Парижской оперы в мае 1907 года. Опера соединила трех гениев –А.С. Пушкина, Н.М. Карамзина (ему  Пушкин посвятил  свою  драму),   М.П.Мусоргского и две эпохи – золотой и серебряный века  русской культуры. 

М.А. Курушин. Портрет С.П. Дягилева

Художниками спектакля выступили   выдающиеся матера А.Я. Головин, И.И. Билибин, А.Н. Бенуа, К.Ф. Юон. Дягилев снаряжает Билибина в этнографическую экспедицию в Архангельскую и Вологодскую губернии для сбора  древнерусских костюмов и предметов быта с целью использовать этот материал в сценографии будущей постановки. Консультантом постановки был приглашен  Н.П.Кондаков – российский историк, большой знаток  древнерусского и византийского искусства. «Борис Годунов»  стал  первой русской оперой, вошедшей в иностранный репертуар и перевернувшей взгляд иностранцев на русскую музыку.

Судьбе «пушкинской» коллекции Дягилева,  другим произведениям поэта, послужившим основой для создания репертуара «Русских сезонов» Дягилева  посвящена лекция ведущего научного сотрудника Пермской галереи Тамары Шматёнок.

 

 

Тамара Дмитриевна Шматенок

Тамара Дмитриевна Шматенок

Родилась в с. Глубокое Белорусской ССР (1950). Окончила Пермский государственный университет им. А. М.. Горького (1973) и Уральский государственный университет им. М. Горького, г. Свердловск по специальности «история искусств» (1985). Искусствовед, член Союза художников России (2002).

 

 

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам