Время работы

Выставка

Виртуальная выставка "Денисов-Уральский и его последователи"

0+
Пермская государственная художественная галерея Комсомольский пр.,4
май 2020

Виртуальная выставка "Денисов-Уральские и его последователи" посвящена камнерезному и ювелирному искусству Урала XIX- XXI веков. В основе выставки - произведения известного художника-камнереза Алексея  Денисова-Уральского из собрания  Пермской художественной галереи и работы современных последователей Фаберже и Денисова-Уральского – мастеров Камнерезного Дома Алексея Антонова (Екатеринбург).

Алексей  Козьмич Денисов-Уральский (1864-1926)  -  личность для  Урала  знаковая. На протяжении всей своей жизни художник не прерывал связи со своей малой Родиной. В 1900 году он даже взял псевдоним – Уральский, подчеркивая  этим взаимоотношения  с Уралом  не только фактом  рождения, но и  духовной сущностью,  мировоззрением,  философией творчества. Денисов-Уральский был  разносторонним художником – помимо живописи и графики он  увлеченно занимался камнерезным и ювелирным искусством. Однако долгое время творчество художника оставалось в тени известных соотечественников. Сегодня же ведущие специалисты камнерезного и ювелирного искусства России ставят имя Денисова-Уральского в один ряд с Фаберже.

Первый раздел выставки знакомит с камнерезным и ювелирным искусством Урала ХIХ–начала ХХ веков. В экспозиции представлены памятники культового и светского искусства из серебра, золота и драгоценных ювелирных камней. Искусную резьбу по камню демонстрируют предметы интерьерного убранства и женского туалета, кабинетные предметы из мрамора и малахита.

Центральный раздел выставки представляет знаменитую серию миниатюрных скульптур А.К. Денисова-Уральского «Аллегорические фигуры воюющих держав»,  отображающую реакцию автора на события Первой Мировой войны. Скульптуры были созданы в Петрограде, в мастерской А. К. Денисова-Уральского в 1914—1916 годах. О причинах, побудивших художника к созданию цикла, известно из авторской статьи «Кровь на камне», опубликованной в литературно-художественном альманахе «Аргус» в преддверии открытия выставки Денисова-Уральского в марте 1916 года. В качестве эпиграфа художник взял цитату из Евангелия от Луки: «…Камни возопиют».

Впервые представлены все  сохранившиеся скульптуры  этой серии, выполненные в сложной технике «объемной мозаики» (композиции составлены из деталей, вырезанных из разных пород камня и скреплённых между собой штифтами и клеем). Сюжеты композиций воплощены с помощью символов и аллегорий. Например, Франция (союзник) представлена фигурой Марианны, олицетворяющей девиз «свобода, равенство, братство», Сербия (союзник) – фигуркой ощетинившегося иглами ежа, Австро-Венгрия (противник) – в образе обезьяны, сидящей на краю разбитого корыта, Великобритания (союзница) - в виде морского льва, олицетворяющего могущество державы,  Италия (союзник) – в образе капитолийской волчицы как символа Вечного Рима.  Несохранившиеся композиции представлены архивными фотографиями из Центрального государственного архива кинофотодокументов (Санкт-Петербург). Впервые, спустя более 100 лет после выставки Денисова-Уральского в Петрограде (1916), в первоначальном виде экспонируется и одно из главных произведений этой серии «Апофеоз войны (Ангел мира)». Многие годы считалось, что основание, на котором стоит фигура ангела, утрачено. При изучении коллекции разрозненные части композиции были идентифицированы, скульптура приведена в экспозиционный вид.

В третьем разделе выставки представлены произведения камнерезно-ювелирной пластики Камнерезного Дома Алексея Антонова – продолжателя дела К. Фаберже и Денисова-Уральского. Разнообразные по видам и жанрам работы дают представление как о стилистике современного камнерезного искусства Екатеринбурга, так и о его создателях – мастерах-виртуозах, в совершенстве владеющих всеми тонкостями своего дела.