Выездная выставка

"ПРОСТОСЛОВ": уличная выставка

0+
Сквер Уральских добровольцев Пермь, Ленинский район
июнь 2020 — август 2020

"Простослов" - одна из 4-х уличных выставок проекта "Улица музейная", который Пермская галерея реализует совместно с Департаментом культуры и молодежной политики администрации города Перми. Выставка представит аранжировку русского лубка художника-графика Александра Максимова (1930 – 1992). Выставка организована в Сквере Уральских добровольцев (Пермь, Ленинский район).

Александр Денисович Максимов родился в 1930 году в Подмосковье. Рисовать начал с детства. Получил художественное образование в Московском областном художественном училище памяти 1905 года, окончив его в 1950 году. В 1952 году поступил в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, где его педагогом был М.М. Черемных (один из создателей «Окон ТАСС» и сатирического журнала «Крокодил»).

Максимов достаточно долго искал свое место в искусстве. После окончания института специализировался на создании плакатов, затем увлекся абстрактной живописью, в 1960-х подрабатывал иллюстратором в детском журнале «Мурзилка». Возможно, именно этот опыт соединения слова и изображения в журнале помог художнику выбрать направление творческого поиска, в ходе которого Александр Максимов открыл для себя русский лубок, окончательно определивший его «фирменный» стиль.

Началось с перерисовки, точнее, вольного копирования лучших образцов старинного лубка. Освоившись и войдя во вкус, Максимов идет дальше. Вместе со своими друзьями-коллегами по Экспериментальной литографской мастерской на Верхней Масловке: Леонидом Курзенковым, Николаем Воронковым и признанным мастером печатной графики Федором Семёновым-Амурским, он начинает делать изображения на современные темы, стилизованные под лубок.

Русский лубок – оттиск изображения на бумаге, получаемый при помощи резной доски, которая называлась «луб» (верхний твердый слой древесины липы). Лубочные образы, даже при обилии деталей, выглядят абсолютно плоскими и нарочито простыми, что облегчало их восприятие даже неподготовленным зрителем, а благодаря разъясняющему тексту, почти обязательно присутствующему на лубке, смысл лубочной картинки становился очевидным (для умеющих читать). Популярность лубка в России XVIII—XIX можно сравнить с сегодняшней популярностью комиксов.

Следуя традиции лубочной графики, Александр Максимов выбирает абсолютно бытовые, подчеркнуто «невечные» темы – например, разговор двух незнакомых женщин в автобусе. Художник дополняет изображение комментариями описательного характера: «Они находились в пространстве своего разговора, и внешнее пространство улиц и площадей, по которому передвигался двойной автобус, для них, казалось, не существовало». Это тяжеловесное, на первый взгляд, предложение — тоже дань традиции лубка, где в подписях подробно разъяснялось содержание картинки, «разжевывалось» до деталей. Только сегодняшнее простословие иное — мы с легкостью используем немыслимые для народного лексикона дореволюционной России слова, вроде «пространства».

Максимов был не единственным советским художником, обратившимся в 1960–70-х к теме переосмысления народного лубка. Среди них были Виктор Пензин, Савелий Шитиков, Савелий Ямщиков, Виталий Стацинский, Илья Кабаков. В 1965 году в Москве возникает независимый творческий союз «Банда лубочников», а в 1974–1977 годах в Доме художника на Кузнецком мосту (Москва) и в Русском музее (Санкт-Петербург) проходят групповые выставки «Аранжировка русского лубка», в которых участвует Александр Максимов.

Сегодня работы «лубочного цикла» Александра Максимова хранятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, других российских и зарубежных музеев.

На выставке представлены репродукции работ Александра Максимова из коллекции Пермской государственной художественной галереи.

А.Д. Максимов. Осеннее купание. 1981. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам