онлайн событие

КНИЖНАЯ ГАЛЕРЕЯ: искусство эмоций

12+
Пермская государственная художественная галерея Комсомольский пр., 4
12 июля 2020 — 31 июля 2020

В этом выпуске программы «Книжная галерея» познакомимся с книгой Константино д'Орацио «История искусства в шести эмоциях» и посмотрим подборку произведений искусства на эту тему из коллекции галереи.

Желание, страдание, изумление, сомнение, веселье, безумие... Мы миллион раз слышали эти простые слова, однако, знаем ли мы их значение для мирового искусства? История искусства может быть рассказана с разных точек зрения: с помощью техник, движений, языков или стилей. Историк искусства Костантино д’Орацио выбирает иной, неизведанный путь. Автор приглашает нас совершить путешествие во времени от древности до наших дней, чтобы узнать, как художники представляли эмоции, которые скрываются в наших самых невыразимых и захватывающих снах. Вслед за книгой рассмотрим произведения искусства из коллекции галереи и попробуем разобраться в искусстве эмоций.

ВИДЕООБЗОР книги Константино д'Орацио «История искусства в шести эмоциях» 

КНИЖНАЯ ГАЛЕРЕЯ: Константино д'Орацио «История искусства в шести эмоциях»

ИСКУССТВО И ЭМОЦИИ

Мы, хоть и живем в относительно мирное время, часто сталкиваемся с опустошенностью чувств. Для этого состояния придуман термин – "эмоциональное выгорание". И тем не менее, как творцы разных видов искусства не устают искать новые и новые формы для выражения самых тонких материй, так и зрители продолжают стремиться к этому источнику. Кто с исследовательскими целями, кто –  для обретения катарсиса.

Эмоции исследуются с разных сторон, препарируются и обрабатываются разными науками. Множество понятий стали привычными для слуха современного человека:  сценарии эмоционального поведения, эмоциональная ткань художественного предмета, эмоциональные переживания и т.д.

Вся история искусства – это история чувств, история их отражения в произведении, история форм отражения этих чувств. Искусство обращено к сфере эмоций: оно их фиксирует, генерирует, провоцирует. Все искусство – про эмоции. И в дидактике, и в абстракции, и в плакате, и в пейзаже, и во всех остальных жанрах. Но обращается оно к разным слоям эмоциональной сферы. С течением времени, когда происходит переоценка каких-то ценностей, художественное произведение воспринимается по-иному,  как раз с неочевидной эмоциональной стороны. То есть эмоция, переживаемая смотрящим, продлевает воображаемый мир картины за рамки ее первоначального сюжета и смыслового высказывания.

Искусство совершенно беззащитно перед зрительским судом, особенно когда речь заходит об изображении эмоций.

Произведения, в теме и названии которых есть прямой отсыл к той или  иной эмоции, уже все сказали. И зритель, влекомый авторским названием, может приступить к исследовательской "сверке" собственных эмоциональных проявлений.  А может оказаться, что "эмоциональное"название картины обернется выхолощенностью чувств.

Более сложное и глубокое переживание, скорее всего,  вызовет произведение, которое обращается к чувствам опосредованно. Самый близкий тому пример – искусство пейзажа, и особенно – психологический пейзаж, пейзаж настроения.

Наверное, самым захватывающим  – по неоднозначности результата – может стать изучение эмоциональной ткани портретов (если говорить о жанре) и абстрактных композиций (если о направлении в искусстве). Искусство портрета стремится уловить и передать сущность личности модели, и эмоциональная составляющая здесь  далеко не всегда и не во всякую эпоху  на первом месте. Выражение лица, как правило, нейтрально-задумчивое, привычное для модели – художника больше интересует неопределенность эмоций, переходные состояния, неочевидность. В портрете эмоцию можно спутать с характером модели.

Беспредметное, или нефигуративное, искусство –  искусство без линии горизонта – обращено к самым тонким пластам человеческой психики, к переживаниям, трудно поддающимся словесным описаниям. Лирическая и экспрессивная абстракция стремятся запечатлеть эмоцию как таковую, вне связи с сюжетом и внешним миром. Это переживание, переведенное на язык цвета и линий.

Эмоции выполняют функции, не связанные напрямую с каким-либо содержанием, они могут быть привязаны к внешней причине, находящейся вне человека.

Изображение переживания может составлять смысловой центр картины, оставляя при этом менее артикулированными приметы обыденности.  Или, напротив, изображение фрагментов окружающего мира является ведущим, но при этом "включает" эмоциональную и ассоциативную память. Еще одной своеобразной категорией произведений являются те, в которых изображение фрагментов окружающего мира и переживания не разделены.

Разные признаки художественного предмета обладают неодинаковыми возможностями для изображения одних и тех же эмоций. Мажорный лад, светлый, теплый колорит приспособлены для отображения радости, а темные краски и оттенки – для печали. Хотя, конечно, канонов здесь нет. Эмоции – наиболее изменчивая сфера человеческого существования, и одни и те же объекты способны вызывать не просто разные, а часто и противоположные эмоции, в зависимости от множества причин.

Слова "чувство" и "эмоция"  часто употребляют в ряд, через запятую, не боясь тавтологии – ведь в практике общения они разделены, и далеко не всегда между  ними можно поставить знак равенства. Пять основных чувств –зрение, слух, обоняние, осязание, вкус – еще не означают  переживания, которое не описать словом. Так называемое  шестое чувство  относится к сфере неуловимой: предугадывание, предвидение. И оно – одно из самых желанных там, где начинается творчество и рождается искусство.

Альбом "Искусство и эмоции"

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам