Выставка

Лирика большого города

0+
Пермская государственная художественная галерея Комсомольский пр., 4
август 2020 — сентябрь 2020

Эта выставка представляет одну из страниц художественной истории Перми и один из разделов творчества пермского художника-графика, крупнейшего мастера линогравюры, Народного художника России Александра Петровича Зырянова.

А.П. Зырянов (р.1928) - член Союза художников, участник многих российских и международных выставок (Германия, Болгария, Польша, Вьетнам и др.) с 1957 года. Его произведения хранятся более чем в 60 музейных собраниях России.

О Перми, его истории, архитектуре много говорят и пишут в попытках обнаружить, в том числе, через места притяжения скрытую суть, подлинную стихию, своеобразие характера, наконец, привлекательность. В таком размышлении о городе особенно ценен опыт художника, его видение и мастерство передачи натуры, те границы образа города, в которые хочется «встроиться».

Творческая биография Александра Зырянова началась в Перми, куда он приехал в 1956 году. Последовали годы поисков собственного художественного языка, собственных тем, собственных интонаций. Но с первых шагов стало ясно, что в Перми появился интересный и своеобразный мастер. Еще будучи студентом Суриковского института Зырянов занимался книжной иллюстрацией. Пробовал себя в ксилографии. И первый его «полнометражный» профессиональный опыт связан с книжной графикой. Художником освоен, казалось бы, весь спектр жанровых направлений: пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетно-символическая композиция, экслибрис и т.д. Среди тем - Кама, Пермь, индустрия Урала, история комсомола, революционная Мотовилиха, Великая Отечественная война, старинная архитектура Прикамья, пермская деревянная скульптура и другие. Огромной заслугой Зырянова-художника стало введение в художественный оборот (и создание собственной иконографии) темы пермского звериного стиля.

Представленные на выставке произведения А.П. Зырянова из фондов галереи относятся ко второму периоду творчества художника (последовавшему за книжной графикой) - к 1960-1980-м годам, и отражают три основные темы пейзажного творчества: «старая» и «новая» Пермь, Кама, индустриальный пейзаж. Более ранние произведения той поры выполнены чаще всего в технике цветной линогравюры. В определенной мере это явилось продолжением книжной графики. Новые же темы, которые только складывались, требовали иных особенностей - тех, которые давала черно-белая гравюра, постепенно ставшая преобладающей в творчестве художника.

Пермь Александра Зырянова - это пойманный и переданный внутренний образ увиденного, кристаллизованное впечатление от натуры. Художник полон доверия к городу, он запечатлел места, которые впоследствии назовут «знаковыми». В поэтичных, полных уюта и спокойствия пейзажах город предстает таким, каким мы бы хотели его видеть и знатъ.1960-70-е годы - время расцвета станковой иллюстрации. Работам А.П. Зырянова этого периода свойственны литературность, повествовательность, камерность интонации. В его линогравюрах сильна опора на рисунок, на линейно-пластическую организацию формы. Тема города как особого места привлекала многих художников-графиков. Спектр прочтения этой темы довольно широк - от сурово-романтического до лирического. В творчестве Зырянова город сыграл серьезную роль, он и источник вдохновения, и главный герой произведений.

Кама в работах Александра Зырянова - отдельная тема. Огромная любовь к реке пронизывает и задает тон гравюрам, выполненным в разное время. Нежные или насыщенные цвета, четко выверенная композиция - все используется, чтобы показать ширь, мощь и красоту камских просторов. Темы городской архитектуры, природы, индустрии, проработанные порой до символической сжатости, предстают в абсолютно авторском звучании, совмещают проникновенность и обобщенность. В образах старинной архитектуры Перми Зырянов ищет - и находит - черты аристократизма. В ликах «новой» Перми обнаруживает размах современности, ее активные ритмы, динамизм. Индустриальный, промышленный город представлен в его работах как развивающееся и одновременно обжитое, структурно целостное и гармоничное пространство. Особый штрих, игра плоскостями и вертикалями, экспрессия, лаконизм, контраст создают образ города, наполненного жизнью. «Лирика большого города» - это очарование ушедшей эпохи, но и время, в котором он существует. Зырянов - художник, влюбленный в Пермь.

От непосредственности проникнутых лирическим настроен поэтичных городских видов в цветных линогравюрах художник постепенно переходит к большему лаконизму, сжатости мотива, строгости и монументальности. Меняется и ритмика штриха, и сама интонация произведений.

Город с мощной индустриальной составляющей, с емкой и разнообразной историей, с островками старинной архитектуры и богатым литературным контекстом, место всех оттенков ностальгии, вдохновения, споров и поисков, Пермь в наши дни активно «переживается» своими жителями. Спектр образов города, создаваемый художниками разных поколении, невозможно представить без творчества Александра Петровича Зырянова, художника с абсолютно индивидуальным стилем и почерком, безошибочно опознаваемым среди множества других мастеров печатной графики. Удачные, узнаваемые, отточенные, доведенные до совершенства ракурсы стали визитной карточкой художника и города. Можно сказать, что этот мастер в чем-то опередил свое время, создав графический бренд города Перми.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам