Выставка

Виртуальная выставка "Очарованные Крымом"

0+
Пермская государственная художественная галерея Комсомольский пр., 4
18 марта 2021 — 30 апреля 2021

Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый,
Повеял на меня — и этот сонный Крым,
И этот кипарис, и этот дом, прижатый
К поверхности горы, слились навеки с ним.
/Н.Заболоцкий/

Удивительная, вдохновляющая, загадочная – описывающие природу Крыма эпитеты многообразны. Сюда с магической силой тянуло поэтов, писателей, художников. Со второй половины XIX века Крым превращается в «место силы» для людей искусства. Большинство из них искало здесь вдохновение – и находило свою тему, свой Крым. Пейзажами Крыма – «жемчужины в короне Российской империи» (по выражению Екатерины II) нельзя было не восхищаться. «Я знаю знаменитые живописные места Европы и думаю, что вряд ли в ней найдется более счастливое сочетание самых противоположных элементов пейзажа, чем в Крыму», – писал известный путешественник и исследователь Крыма Евгений Марков в своей книге «Очерки Крыма», изданной в 1902 году. «Сколько бы ни писал картин о крымском небе, горах, море, крымская природа давала мне еще и еще новые темы для моих полотен», – делился со зрителями своими ощущениями художник Константин Богаевский.

Богаевский К.С. Картина. Генуэзская крепость. 1907 - 1908 гг.

Давайте и мы с вами, дорогие зрители, в эти дни ранней весны совершим путешествие к морю и солнцу, вдохнем терпкий запах горных трав и цветущей глицинии и, как завороженные застынем перед памятниками прошлого.

В богатейшей коллекции Пермской галереи за ее почти столетнюю историю собрано немало произведений живописи и графики, запечатлевших красоту и магическую силу Тавриды. Среди работ мастеров ХIХ века это полотна Константина Богаевского, Ивана Айвазовского, Архипа Куинджи, Федора Васильева, Льва Лагорио, Федора Ризниченко, Михаила Латри. Сменялись направления и стили, но ХХ век не поменял предпочтения художников. В Крым, по-прежнему, ехали романтики и творцы. Даже те художники, которые в советскую эпоху создавали произведения идеологической направленности, становились здесь мягче, лиричнее. Кто побывал в этих местах один раз, стремился вернуться сюда снова и снова, кто родился – оставался верен Крыму на всю жизнь.

         Иван Айвазовский, как и Константин Богаевский, родился и всю жизнь прожил в Крыму. Связь с Крымом нашла самое яркое отражение в творчестве этих художников. В своих больших и малых полотнах Айвазовский чаще всего изображал именно Черное море. В Перми хранится его удивительный по красоте и гармонии пейзаж «Восход солнца у Алушты» (1893). Красота и тишина раннего утра, жизнь природы, моря эмоционально наполняют небольшое по размеру произведение. Мастер любил этот мотив – когда солнце своими лучами «лепит» очертания предметов, и пермская работа – миниатюрная и гармоничная, как капелька утренней росы с отразившейся в ней гармонией мира.

Совсем иной подход к теме Крыма у Константина Богаевского. Он часто изображает скалы на берегу моря. В каменных горах древней Киммерии словно выходит на поверхность геологическая история Земли. Его виды Крыма – не столько документ, сколько фантазия, он мастер «фантастического пейзажа». Таково и полотно «Генуэзская крепость»1907, поступившее в галерею из Румянцевского музея. Мир в картине – вневременной, космический, масштабный. Авторский стиль художника романтичен. Эту особенность творчества художника четко обозначил еще Максимилиан Волошин, открывший глаза современникам на живопись Богаевского. По словам Волошина, Богаевский смог увидеть то, что снится древней крымской земле, и изобразить это на своих полотнах: «Земля, как и человек, способна видеть сны. Нерастревоженная суетой современности, она неторопливо грезит о минувшем, о несбывшемся и о возможном, и сновидения ее достигают зрительной реальности миража...»

Васильев Ф.А. Картина. Зима в Крыму. 1855-1873

Молодой и талантливый пейзажист Федор Васильев приехал в Крым в 1871. Общество поощрения художеств отправило его сюда лечиться от туберкулеза. «О Крым! Что за поэзия! Солнце не щадит тепла и света, деревья миндальные цветут, свежесть первого дня творения» (из письма И.Н. Крамскому). Васильев прожил в Крыму более двух лет, и стремился в своих полотнах не столько к отражению экзотики юга, сколько к новым колористическим поискам. Он часто пишет зимние пейзажи Крыма: «…я ни от кого и ни от чего не получал такого святого чувства, такого полного удовлетворения, как от этой холодной природы» (из письма И.Н. Крамскому). Глаз живописца воспринимает оттенки и тончайшие переходы цвета. Васильев пишет влажный, серый зимний день в Крыму, туманное небо, воздух и свет. Картина «Зима в Крыму», поступила в коллекцию Павла Третьякова с посмертной выставки художника, а в 1931 была передана в Пермскую галерею и находится в ее постоянной экспозиции.

Куинджи А.И. Картина. Этюд моря. Крым. 1898 - 1908

Многое связывало с Крымом и Архипа Куинджи. Впервые он отправился сюда четырнадцатилетним мальчиком учиться живописи у Ивана Айвазовского, но не сложилось. А через 30 лет, в 1886, став уже известным художником, он приобрел землю около поселка Кикенеиз, привозил сюда учеников и прожил здесь до конца своих дней, посвятив Крыму огромную часть своего творчества. Куинджи много работал на натуре, наблюдал за морскими волнами, наслаждался закатной тишиной, окружающими скалами. Именно такое непосредственное впечатление от природы передает крохотный «Этюд моря. Крым» из пермского собрания.

Уроженцем Крыма был Лев Лагорио – первый ученик Ивана Айвазовского, в судьбе которого великий маринист сыграл направляющую роль. Высокое профессиональное мастерство, реалистичность изображения соединялись в его полотнах с романтизмом. Художник был очень популярен у зрителей, его работы активно приобретали коллекционеры, многие считали, что он превзошел в своем творчестве даже своего учителя. Пермская работа «Севастопольский рейд» (1903) написана в поздний период творчества, была приобретена с выставки частным коллекционером, а в 1925 году поступила к нам в собрание.

Талантливый художник Михаил Латри, почти, если не сказать совсем, не знаком современному зрителю. Живописец и керамист, патриот Киммерии, он был внуком Ивана Айвазовского. В начале 1900-х Латри заведовал Феодосийской картинной галереей, был единственным в дореволюционном Крыму, кто профессионально занимался керамическим искусством. Его произведения экспонировались на крупных выставках в Москве, Петербурге, Киеве. В 1905 к Михаилу переходит гостеприимное и уютное поместье Боран-Эли близ Феодосии. Утопающая в зелени центральная усадьба с живописной беседкой в мавританском стиле, каскадом озёр, в которых плавали лебеди, была любимым местом встреч творческой интеллигенции. Дочь Айвазовского Ариадна вспоминала: «Общество, собиравшееся в Боран-Эли, состояло из людей творческого труда, там они работали и отдыхали. Из Коктебеля, Старого Крыма и соседних имений друзья съезжались в старинный дом. Стены дома помнят Константина Богаевского, Максимилиана Волошина, сестер Цветаевых, Алексея Толстого, Аристарха Лентулова, Вениамина Белкина, АриаднуАрендт. Один из уголков прекрасного парка Боран-Эли, вероятнее всего, и был запечатлен на картине «Бассейн со статуей», хранящейся в пермском собрании.

На нашей виртуальной выставке Крым века ХХ-го представляют картины кисти Александра Куприна, Павла Шилинговского, Павла Кузнецова, Григория Шегаля, Михаила Недбайло, Виктора Ни, Александра Дейнеки.

Дейнека А.А. Картина. Крымские пионеры. Станковая картина. 1934

Александр Дейнека первый раз приехал в эти места в творческую командировку в середине 1930-х, а потом бывал здесь неоднократно. Великолепный художник с ярко выраженным стилем, он взглянул на Крым совершенно под особым углом. Детские портреты, написанные им в Севастополе, а точнее на севастопольской набережной, широко известны и вызывают исключительно положительные эмоции. В собрании Пермской галереи хранится одно из этих полотен – «Крымские пионеры» (1934). Пейзажный фон на картине – море в знойном мареве и старинное здание – служат фоном для крупного плана детей, стоящих у парапета. Прошли десятилетия, сменился общественный строй, а эти загорелые крымские мальчишки все так же вызывают симпатию зрителя.

Пермские мастера кисти не остались в стороне от общего увлечения Крымом и отдали дань художественного поклонения полуострову. Пермские акварелисты, Заслуженные художники России, Виктор Кузин и Иван Борисов в своих листах представили зрителям свой Крым. В период расцвета «пермской акварели», в 1965 году Кузин совершает поездку в Гурзуф и, вдохновленный, создает серию удивительных, воздушных работ, ставших одной из вершин в его творчестве. Мастер запечатлел узкие улочки, сбегающие к морю, маленькие белые домики, прилепившиеся к горам, обилие цветов и зелени. Мерцающий свет, гармония оттенков, прозрачный воздух побережья пронизывают акварели, дают зрителю ощущение покоя и вечной красоты.

Борисов И.С. Рисунок. Домик в Крыму. 1965

Совершенно иной по темпераменту и художественному языку Борисов оставил нам другой – величественный Крым. Акварельные виды крымских гор у Ивана Борисова превращаются в монументальные по звучанию и живописные по форме произведения. Мотив гор проходит через творчество мастера красной нитью. Все возможные оттенки и рефлексы синего и фиолетового превращают пространство в декоративный орнамент.

Пройдет время, сменятся поколения, но Крым – вечен. Многих художников и поэтов еще только ожидает встреча с этим особым местом. И как тут не вспомнить слова известного чилийского поэта Пабло Неруды, очарованного этой красотой: «Крым – это орден на груди планеты Земля».

Ирина Андренко, ведущий научный сотрудник ПГХГ

Очарованные Крымом. Альбом 1.

Очарованные Крымом. Альбом 2.

Очарованные Крымом. Альбом 3

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам