Гвидо Рени

Святой Себастьян

Изображает обнаженного юношу погрудно на светло-коричневом (почти желтом) фоне. Голова с волнистыми длинными черными волосами закинута кверху и чуть склонена вправо. Рот Себастьяна полуоткрыт. Глаза подняты кверху. Руки опущены. Лицо изображено почти прямо. Цвет тела желтовато-белый. В правую часть груди вонзилась стрела.
Гвидо Рени

Святой Себастьян

  • XVII в.
  • холст; масло
  • Италия
  • Ж-55
  • ПГХГ КП-2595
показать описание

Образы Святого Себастьяна удивительно разнообразны. Его писали свыше двухсот разных художников, некоторые не по одному разу. Перуджино написал восемь Себастьянов, Мантенья - три, ван Дейк - четыре, Гюстав Моро - семь. Различные мастера разных эпох в образ святого вкладывался совершенно разный смысл. Себастьян выступает то как защитник людей от чумы, то как человек, чудом спасшийся от смерти, то как христианский герой и мученик, то как воплощение духовной красоты. Чем же объясняется привлекательность этого образа и почему он допускает такое множество интерпретаций? Согласно легенде, Себастьян - римский легионер, капитан лучников, который принял христианство и стал обращать в свою веру других. За это император Диоклетиан приказал казнить его. 20 января 354 г. Себастьяна привязали к дереву, и его собственные лучники стреляли в него до тех пор, пока не сочли его мертвым. Однако, сильный мужчина выжил (по одной из версий, его выходила святая Ирина). Тогда его подвергли жестокому бичеванию до смерти, а труп бросили в сточную канаву.

Типы изображения святого начиная с IV века постепенно изменялись. В конце XV в. сформировались два альтернативных образа Святого Себастьяна - сентиментально-чувственный (Антонелло да Мессина, 1476 г., Дрезденская галерея) и мужественно-героический (Андреа Мантенья, ок. 1480-85 г.г., Лувр). Свой вклад в трактовку этого образа внёс и Гвидо Рени -  яркий мастер болонской школы живописи первой половины XVII в.

К образу Себастьяна художник обращался четыре раза. Поэтому можно говорить о том, что образ святого сыграл важную, если не ключевую роль в процессе формирования той манеры живописи, которая приобретёт в последующее время характер нормативности. Верный последователь классицистического принципа соединения идеализации и натурности, Рени стал одним из образцов для подражания в системе европейского академического обучения в XVII-XIX  веков.
Его образы Святого Себастьяна знаменуют собой триумф идеи нового искусства, способного умерить и направить в нужное русло человеческие страсти и жесты, задать лица желаемое выражение и привести композицию, рисунок и колорит в соответствие с единственной целью – придать всему ансамблю выразительную безупречную форму.

Произведение из собрания Пермской галереи можно отнести к завершающему этапу творческой биографии художника. В этот период его стиль исполнения отличается более легкой, почти монохромной манерой письма, примечательной длинными плавными линиями и меланхолическим настроением, а темы страдания уступают место печали и нежности.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам