Витербо Антонио да

Мадонна с младенцем

Поколенное изображение мадонны в темной и светло-красных одеждах. поддерживающей младенца, стоящего на столе. Поворот лица и фигуры богоматери влево, младенца - вправо.
Витербо Антонио да

Мадонна с младенцем

  • XV в.
  • дерево; темпера
  • Италия
  • Ж-831
  • ПГХГ КП-4336
показать описание

В собрании западноевропейского искусства Пермской художественной галереи имеется более десяти картин художников итальянской школы, изображающих Мадонну с Младенцем. Они исполнены живописцами римской, флорентийской, венецианской и других школ. В их образном строе нашли выражение художественные особенности Высокого Возрождения, барокко и академизма. Таким образом, эти произведения дают возможность на примере эволюции одной темы рассматривать  историю итальянского искусства на протяжении нескольких столетий.

Небольшая по размерам «Мадонна с Младенцем» А. да Витербо занимает в этом ряду особое место. Внимательно рассматривая это изображение, зритель получает возможность увидеть те особенности, которые отличали живопись Раннего Возрождения, когда она находилась в преддверии новых художественных открытий. Композиционная организация свидетельствует о том, что художник ещё сильно ориентирован на традиционное решение темы. В нём много особенностей, свойственных иконописным образцам: более символический, нежели пластический характер взаимодействия персонажей, которые как бы мистически абстрагированы от пейзажного фона; отсутствие выраженной моделировки фигур; сдержанная эмоциональность; условный обобщённый характер пейзажа;  локальность цветовых пятен. Однако, одновременно трудно не заметить, что общее колористическое решение наполняется  новым качеством.  Сдержанно-меланхоличную фигуру Мадонны оживляет оранжевый подклад тёмного мафория, прихотливо струящийся по рукам и плечам юной матери. Как вместо плотной ткани мафория её голова, оказывается, изящно покрыта тончайшим платком, вплетённым в золотые пряди её волос. Какую пленительную нежность вдруг обретает жест правой руки Мадонны. Рудимент иконографии - плотный нимб, теряет свою торжественную монолитность, «рассыпаясь» на множество сияющих золотых движков. За всеми указанными особенностями много живой наблюдательности и искреннего любования миром, которые всё решительнее будут вторгаться в традиционные сюжеты наполняя их большей эмоциональностью и непосредственностью отношения.  

Тип Мадонны повторяется в других, аналогичных композициях, принадлежащих этому художнику: три из них с одноимёнными названиями «Мадонна с младенцем» находятся в музеях Берлина, Флоренции и Парижа.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам