Максимов Василий Максимович

Игра в шашки

Максимов Василий Максимович

Игра в шашки

  • Холст. Масло
  • Россия
показать описание


 Место Василия Максимова в живописи передвижников определяют его «крестьянские картины» - «Бабушкины сказки» (1867), «Сборы на гулянье», «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875), «Больной муж» (1881) и другие работы, неизменно экспонированные художником в течение его творчества на выставках Товарищества. Это своеобразная повесть о русском крестьянстве, которую Максимов начал в середине 1860-х, в то самое время, когда пореформенная Россия «бурлила крестьянским вопросом». Формирование его творческой деятельности совпало со становлением нового искусства: он оказался у истоков крестьянской темы в живописи передвижников.

Заканчивая обучение в Академии, Максимов принимает решение больше не писать городских дам в шёлковых платьях, «мундирных тружеников» и прочих мало знакомых ему людей. «Я был рад решению пожить в деревне, на свободе ознакомиться с крестьянской жизнью – не сквозь чужие очки и не по детским впечатлениям, а во всей полноте моей подготовленности и любви» - вспоминал художник. Крестьяне приняли художника и доверились ему. Он поселился в родной деревне близ Старой Ладоги, жил в отчем доме, носил крестьянскую одежду. Художник жил в гуще крестьянской жизни, все силы своей души отдавая познанию «правды мужицкой», постижению народного быта и бытия.

Глубоко вникая в жизнь народа, Максимов видел её не только с праздничной стороны, с болью замечал разрушение под натиском новых, капиталистических отношений веками складывавшихся патриархальных устоев русской деревни. Указанные особенности нашли отражение в процессе работы художника над картиной «Семейный раздел» (1876), представляющей драматичный взгляд художника на распад некогда прочной крестьянской семьи. Максимов не терпел безидейных картин, «лёгоньких фельетонных рассказцев, которые даже не пахнут наблюдением живой жизни, а суть плоды головной работы, подделка под вкус публики «покупающей».

Картина Максимова «Игра в шашки» из собрания ПГХГ, кажется, не имеет прямых параллелей с его предшествующими значительными полотнами, в которых остро поднимались насущные вопросы крестьянской жизни. Однако даже в этой прозаической сценке, сюжет которой изначально предполагает характер условности происходящего, художник не может пройти мимо процессов расслоения пореформенной деревни, серьёзных изменений её социального облика. Живая сценка объединяет двоих крестьян и отставного (судя по возрасту) солдата (отсутствие нашивок на погонах и пуговиц на клапанах), компактно размещённых художником в интерьере деревенского дома рядом со столом у окна. Оставаясь верен своим принципам раскрытия сюжета, Максимов самое пристальное внимание уделяет не только психологической характеристике персонажей, но и особой роли аксессуаров, как средства социальной характеристики, драматического противоречия действительности. Добротная ладная одежда крестьян, интерьер с многочисленными деталями, указывающими на новый уклад жизни (пузатый медный самовар, фарфоровый сервиз, «щёты» на окне, часы-ходики на стене) - всё призвано подчеркнуть, что перед нами состоятельные представители деревни, постепенно выделяющиеся из общей массы. В их уверенном, хозяйском поведении пока ещё есть место снисходительности к давнему знакомому, военные рассказы которого можно послушать на досуге. Однако новые правила требуют всё расставлять по своим местам, и то, что может иметь место на досуге, оборачивается жестокой прозой действительности, когда в силу вступают не условные, а реальные законы экономики, где выживает сильнейший.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам