Лансере Е.А.

Казак с казачкой.

Казак с казачкой изображены верхом на лошади. Казачка сидит впереди казака, наклонив голову, в левой руке ее повод, правая прижата к груди и сжимает кнут. Ноги в стременах. На ней длинное платье, бусы из монет и на голове покрывало. Казак сидит, прижавшись к казачке, повернув немного влево торс и голову. Правой рукой обнимает казачку, а левой опирается на круп коня. На нем кафтан с патронами на груди и высокая меховая шапка. За спиной на ремне висит винтовка в кобуре из шкуры; слева сабля в ножнах.
Лансере Е.А.

Казак с казачкой.

  • 1873
  • Бронза,литье.
  • С-84
  • ПГХГ КП-788
показать описание

Скульптурная композиция посвящена военному и бытовому укладу жизни населения Северного Кавказа, принадлежащего к кубанскому линейному казачеству. С 1832 года поселенные по кавказской линии казаки были объединены в линейное войско. В его состав вошли станицы по Тереку, по верхнему и среднему течению Кубани. Важную роль в популяризации казачьей темы сыграли повести Льва Толстого «Казаки» и «Хаджи Мурат», неоднократно переиздававшиеся в России. В изобразительном искусстве тема казачьей жизни получила большое распространение, в частности, в скульптуре малых форм. Примером могут служить мелкая пластика Е.И. Напса, В.Я Грачёва, А.Р. Обера широко тиражированная ведущими российскими бронзолитейными мастерскими К.Ф.Верфеля, П.А. Овчинникова, И.П. Хлебникова. Особое же место в этом ряду принадлежит творчеству Евгения Лансере. Совершая многочисленные поездки, скульптор-самоучка собрал колоссальный этнографический материал, в том числе и о народах Северного Кавказа. Получив талантливую творческую переработку, эти наблюдения разошлись в многочисленных скульптурных композициях малых форм. Умело сохраняя верность бытовым деталям, скульптор находил выразительные композиционные решения, ярко оживляющие набор этнографических примет.

Среди линейных казаков преобладал великорусский тип. Однако издавна находясь в непосредственных сношениях с чеченцами, они усвоили себе костюм и вооружение горцев. Кавказские бурки, папахи, башлыки, черкески с газырями, с металлическими или серебряными наконечниками, бешметы, кавказские пояса, кинжалы добывались порой с оружием в руках, во время походов. Таким же выразительно-эклектичными стилем отличалась и одежда казачек, когда к элементам русской одежды (рубашки-сорочки русского покроя) могли свободно добавляться детали горского наряда (шапочки, платье-архалук). В скульптурной группе «Линейный казак с казачкой» весь этот разнообразный этнографический арсенал составляет талантливую аранжировку бытовой сценке с участием казака и казачки. Нарушающего границу поведения молодца мгновенно ставят на место, причём в качестве инструмента воздействия в руках девушки оказывается плётка, совсем недавно оказавшаяся в руках спутницы как предлог для совместной поездки.

Композиция Лансере имела колоссальную популярность, о чём свидетельствуют многочисленные отливки скульптуры, имеющиеся в различных художественных собраниях. Кроме этого, можно указать на скульптуру В.Я. Грачева - «Черкес с молодой черкешенкой, спускающиеся с гор верхом на лошади», которая тематически и композиционно повторяет удачно найденный Лансере мотив. (Санкт-Петербург, модель фабрики художественной бронзы К.Ф.Верфеля 1890-е гг). Следует упомянуть и о том, что сын Лансере, крупнейший мастер графики Серебряного века, создаст, пожалуй, лучшую серию иллюстраций к повестям Л.Н.Толстого «Казаки» и «Хаджи Мурат».

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам