Трубецкой П.П.

Мать с ребенком.

Изображена в рост молодая женщина с ребенком на руках. Женщина и ребенок одеты в пышные длинные платья.
Трубецкой П.П.

Мать с ребенком.

  • 1901
  • Бронза
  • С-184
  • ПГХГ КП-4240
показать описание

В 1900 г. скульптор Паоло Трубецкой стал победителем в конкурсе на проект памятника императору Александру III. Памятник существенно отличался от официальных царских монументов. Трубецкой не стремился к парадности и был далек от идеализации персонажа. Точку в спорах скульптора и императорской семьи поставила вдовствующая императрица Мария Федоровна, окончательно утвердив проект Трубецкого.

Параллельно с работой над  памятником императору мастер выполнил большое количество портретных статуэток. Среди его героев известные деятели русской культуры: писатель Л.Н.Толстой, художник И.И.Левитан, певец Ф.И.Шаляпин, врач С.С.Боткин, княгиня М.К.Тенишева. Эффектная манера скульптора вызвала желание портретироваться и у русской аристократической элиты, о чём свидетельствуют портреты  великого князя Андрея Владимировича, министра финансов графа С.Ю.Витте, графини Е.П.Шереметьевой.  В этот же период в творчестве скульптора возникает тема материнства и детства.  Иногда героями скульптурных композиций становятся ближайшие родственники («Дети Трубецкие», 1900). В других случаях образы имеют обобщённый характер и синтезируют столь дорогие скульптору темы детства и любви к животным («Девочка с собакой», 1901). Наиболее же часто Трубецкой варьирует пластические мотивы матери и ребёнка («Мать и дочь», 1900; «Мать и сын», 1901).  

Княжна Марина Николаевна Гагарина, урождённая Трубецкая (1877—1924), трижды становилась моделью скульптора. В Государственной Третьяковской галерее хранится гипсовая статуэтка, изображающая княгиню во время прогулки, с зонтиком в руках. Статуэтка датируется 1898 г., т.е. временем, когда будет создана и бронзовая статуэтка из собрания ПГХГ, но уже совершенно другого композиционного решения. Наконец, в собрании Государственного Русского музея имеется бронзовая статуэтка, изображающая княгиню лежащей, подложив левую руку под голову (1901 г.). Эта устойчивость интереса к модели неслучайна. Марина Николаевна была родственницей скульптора по отцовской линии. Она увлечённо интересовалась искусством, особенно современной русской музыкой, была большой поклонницей творчества А.Н.Скрябина. После преждевременной кончины композитора она будет первой председательницей общества его имени. Муж княгини, Н.В.Гагарин был художником любителем и коллекционером графики. Поэтому, можем предположить, скульптору интересно было общаться с людьми, к которым он чувствовал внутреннюю близость. Портрет княгини с маленькой дочерью Мариной на руках стал для Паоло удивительно удачной находкой. В этом образе он сумел выразить необычайно трогательное, без тени излишней сентиментальности представление о тех чувствах, что связывают мать и ребёнка.   Живописная трактовка формы с богатой игрой светотени придает фигурам естественность и убедительность. Стройная, увенчанная выразительным профилем головы фигура матери прочно, и одновременно изящно-выразительно образует надёжный конструктивный стержень скульптурной композиции. Ребёнок, уютно устроившийся на её руках, как бы вырастает из фигуры матери, распускаясь «побегом» новой жизни. При этом Трубецкой минимизирует сюжетную мотивировку жестов, предельно обобщая и скрывая её в пластике вибрирующей  поверхности, растворяя в рукотворной лепке бронзовой формы. В этой композиции скульптору удалось преодолеть недостатки предшествующих композиций, найти решение образа, в котором удачно сочетаются выразительное лирико-эмоциональное начало и обобщённая знаковость темы. 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам