Янсенс Питер (школа)

Бал

Изображен зал с танцующими (в центре) людьми в национальных богатых одеждах. Женщины в ярких синих, красных платьях, с тонкими талиями и открытыми плечами. Мужчины в темных костюмах, чулках и пышно украшенных шляпах. Справа группа людей, не принимающих участие в танцах, слева (на втором плане) музыканты.
Янсенс Питер (школа)

Бал

  • II половина XVII в.
  • холст; масло
  • Фландрия
  • Ж-726
  • ПГХГ КП-2769
показать описание

На полотне из собрания ПГХГ разрабатывается тип композиции, находящейся на границе архитектурного интерьера и сюжетной сцены. Архитектура зала изображена художником как вариация темы «перистиль барочного дворца», получившая распространение во второй половине XVII века, когда фламандская аристократия всё более попадает под влияние французской моды. Архитектурный жанр в этом случае, активно откликаясь на запросы заказчиков, идёт на сближение с другими областями живописи. В интерьеры активно вводятся многофигурные бытовые сценки аристократического толка (балы, приемы, банкеты т.д.) и охотно показываются детали натюрмортов намеренно акцентирующих стилевую предметность дворянского общества.

Важным элементом композиции является многофигурная сцена бала. При её изображении неизвестный последователь Янсенса старается следовать сложившимся жанровым приёмам, тщательно ранжируя местоположение присутствующих участников согласно этикету дворцовых приёмов. Неизвестный художник мастерски воспроизвел горделивую осанку, передал внутреннее величие, строгость и вместе с тем грациозность поз и движений танцующих, изысканность их одежд. Иными словами, автор картины ярко запечатлел характерные приметы французского придворного этикета и танцевального стиля. Напомним, что в XVII веке именно французская манера исполнения, как и сами французские танцы, оказались притягательными для других дворов Европы. Исключительно изящный и вместе с тем исполненный высокого достоинства и благородства, танец – любимое детище Людовика XIV – стал истинным воплощением галантности, символом красоты, идеей которой буквально одержима эпоха барокко.

Высокопоставленные особы, изображенные в центре картины, скорее всего исполняют французскую куранту – излюбленный танец французского монарха. Им обычно открывались придворные празднества и балы. Такое предположение возникает на основании сравнения позы, в которой запечатлен танцор, и его воздушного шага на полупальцах с фигурой танцующего короля Англии Карла II на картине И.Янсенса, находящейся в коллекции Виндзорского замка. Ее автор сам указал исполняемый царственной особой танец в названии полотна – «Карл II танцует французскую куранту».

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам