Время работы

Новости

«Боярин» Василия Коновалова: из фондов - в постоянную экспозицию русского искусства

«Боярин» Василия Коновалова: из фондов - в постоянную экспозицию русского искусства

В экспозицию русского искусства рубежа ХIХ и ХХ веков введена картина «Боярин» Василия Коновалова. Полотно «Баба» Абрама Архипова, ранее занимавшее место «Боярина»,  до июля 2019 года будет демонстрироваться в Музее русского импрессионизма (Москва). 

В.В. Коновалов (1863-1908) – учился в Санкт-Петербургской  Академии художеств, его учителем был П.П. Чистяков. Волею судьбы художник оказался в Саратове. Работал преподавателем рисования в гимназиях города, затем преподавал в известном Боголюбовском рисовальном училище. В 1906-1908 гг. преподавал  в Екатеринбургской художественно-промышленной школе.  Кроме преподавания, постоянно  работал творчески, участвовал  во многих московских художественных  выставках. Он  был известен как иллюстратор произведений великого  Н.В. Гоголя, особенно  ценились  избранные сцены из жизни гоголевских персонажей, выполненные масляными красками, акварелью, тушью. Коновалов был активным участником художественного образования, его учениками были В. Борисов-Мусатов, П. Кузнецов, П.Уткин, В. Милашевский - имена, много говорящие любителям искусств.

Картина «Боярин» была передана галерее в 1930 г. из Дома работников просвещения. Видимо, там она оказалась не случайно, т.к. художественному образованию в Перми уделялось также много внимания. 

Картина «Боярин» сменила в экспозиции галереи картину «Баба» не случайно. «Образ «Боярина» (1907), скорее всего, не столько исторический, сколько театрально-костюмный.  Художник написал образ  старого человека с настороженно – хитроватым выражением лица. В это время натурные постановки:  «Цыганка», «Мужик», «Крестьянин в шубе», «Девка», «Баба» и т.д., - довольно частое явление. Тем более, что интерес к «русской теме»: исследованию русской архитектуры, народных типов, «русской идеи» - явление общее и для изобразительного искусства, и архитектуры, и музыки, этот интерес  пронизывал всю русскую культуру рубежа ХIХ и ХХ вв.  В этом же зале -  картина И. Горюшкина-Сорокопудова «Московская слобода».  Сквозь дымку истории художник представляет Москву ХVII века как некую сказку - яркую, красочную. В этом контексте «Боярин»  В. Коновалова не представляется инородным. Обратите внимание на импрессионистическую манеру письма:  солнечные блики на листве,  лице, одежде, солнечный свет пронизывает картину. В этих исканиях работа Коновалова  так же не противоречит окружению: «Купола» А. Архипова, «Весной» К. Коровина и другим полотнам, расположенным в этом же зале. На мой взгляд, картина В.В. Коновалова «Боярин» хорошо вписывается в общую концепцию зала рубежа ХIХ-нач. ХХ века, не противоречит ни тематике, ни  особенностям импрессионистического пленэрного письма» (главный научный сотрудник Пермской галереи Н.В. Казаринова)