Юлия Тавризян о новом здании Пермской галереи

Новое здание Пермской государственной художественной галереи будет располагаться в социокультурном пространстве «Завод Шпагина». Название, как известно пермякам, не случайно: здесь долгие годы, практически в течение столетия, располагался паровозоремонтный завод им. А. А. Шпагина (изначально Главные железнодорожные мастерские г. Перми). Здесь сохранены прекрасные заводские корпуса, знаковые сооружения промышленной архитектуры конца XIX века. 

Завод Шпагина. Вид на исторические здания

Новое здание Пермской галереи строится на месте разрушенных цехов (нет, не Галерея их разрушила, и они не исторические, более позднего времени, но долго стояли в руинах). Когда решение о смене назначения пространства уже было принято, мы говорили с бывшими представителями администрации завода. Они рассказали о том, что вопрос закрытия предприятия решался с конца 1980-х годов, и оно все равно было бы закрыто. Первый выход на место будущей стройки показал, что и другие цеха не в лучшем состоянии, например, нет водоотведения. В основном, все проблемы с подтоплением, о котором все время говорят наши заботливые читатели, связаны были с плохим качеством инженерных коммуникаций. Именно сейчас, когда идет процесс строительства, эти вопросы и решаются. 

Так вот, впервые за все время существования г. Перми строится специальное здание для музея! Не приспосабливается, не реконструируется, а именно строится. 
Его проект создан архитектурным бюро Speech, автор проекта – один из самых знаковых архитекторов Сергей Чобан, который очень много работал с различными музеями, от Третьяковской галереи до музеев Берлина и Рима. 

Архитектор Сергей Чобан

Его проект Пермской галереи создан таким образом, чтобы вписываться в индустриальный кластер. Это признак хорошей архитектуры: умение включить здание в окружающую среду. Это не значит повторить старую архитектуру, но сделать так, чтобы в новом здании содержался намек на пропорции, соотношения, впечатления. 

Строящееся здание Пермской галереи

У промышленной архитектуры есть свои признаки и требования. Во-первых, она обусловлена технической функциональностью. И это нам очень важно. Совершенно не обязательно, чтобы музей был похож на дворец или храм с колоннами. Именно такая система часто трудно поддается приспособлению к музейным подразделениям. А вот прочность, устойчивость, горизонтальные и вертикальные связи, высота пролетов – это необходимое условие. 

Еще одна задача – динамичность внешнего вида, который соответствует новому сегодняшнему, современному назначению музея. Разный масштаб «крыш», разный уровень высотности дает очень красивую линию, перекликающуюся с линией Уральских гор. Силуэт здания, читаемый с противоположного берега Камы, создает прекрасную видовую панораму, украшая облик города. 

Макет нового здания Пермской галереи

Серьезная находка архитектора – зеленый цвет медной кровли и ламелей, который ассоциируется с традиционным медеплавильным производством уральских заводов. Это тем более знаковый момент, что место, где будет располагаться Галерея – это «первогород». Археологи, проводившие на территории Шпагинского завода изыскания, подтвердили, что именно здесь не только находились заводы, но здесь была одна из старинных строгановских деревень. И это символическое соответствие между коллекцией музея, обладающего одним из самых ярких строгановских собраний страны и местом, где оно будет показано. 

Необходимо отметить, что архитекторы (бюро Speech) и дизайнеры экспозиции (бюро Project Eleven) очень внимательно отнеслись к расположению залов и общественных пространств. Экспозиционные залы находятся в глубине здания, не имеют окон, естественного освещения. А вот фойе, холлы и рекреации, и даже лифты ограничены панорамным остеклением, из которых можно будет видеть набережную и Каму, которая становится нашим культурным героем, участником и своего рода объектом экспонирования. И это тоже соответствует нашим замыслам, поскольку Кама очень часто появляется в творчестве пермских художников, а одним из новых разделов станет искусство Перми.

Фойе в новом здании галереи (проект)

 

Вообще таких пространств, где можно посидеть, посмотреть в окно, пообщаться и отдохнуть, будет много. Это важная история, потому что экспозиций станет намного больше, чем было в здании Спасо-Преображенского собора (пятнадцать отделов против бывших четырех постоянно действующих), а общая площадь экспозиций составит около семи тысяч кв.м. 

Еще отмечу, что работа архитекторов и дизайнеров велась в соответствии с музейными требованиями и пожеланиями наших специалистов, вплоть до расположения соседствующих помещений, всех конструктивных особенностей и тонкостей хранения различных материалов. 

Большие остекленные плоскости главного фасада тоже перекликаются с «цеховой» тематикой этого места. Сравнение с теплицей здесь едва ли уместно, нужно дождаться окончания строительства, чтобы видеть здание в целостности его объема, деталей, декора.

Директор Пермской галереи Юлия Тавризян на стройплощадке

Вид из окон строящегося здания Пермской галереи

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам