Государственная Третьяковская галерея с сентября 1941 по октябрь 1944 года находилась в эвакуации в городе Молотове. Музейный груз из Москвы был отправлен водным путем на старой барже постройки 1913 года, которую сопровождали начальник баржи А.Ф.Акимов, военизированная охрана из 4-х человек, сотрудница галереи М.М.Колпакчи и реставратор И.В.Овчинников. Музейные ценности состояли из 41 ящика с 2294 художественными произведениями и 45 ящиков с выставкой И.И.Бродского. 14 сентября в 5 часов утра баржа причалила к берегу Камы у Молотова.
Кроме произведений был вывезен архив, включавший материалы кабинета истории искусства (рукописи к истории русского искусства), картотеки, незавершенные каталоги (древнерусского искусств, рисунка), рукописи научных сотрудников, библиография. В общей сложности это составило более 30.000 ед.хр. Прибывшие ценности разместили в залах Молотовской художественной галереи. Среди экспонатов – более 300 икон ХIII-ХVII веков Новгородской, Владимиро-Суздальской, Ярославской школ, работы мастеров Оружейной палаты; произведения художников ХVIII-начала ХХ веков – А.А.Иванова, К.П.Брюллова, О. А. Кипренского, В. А. Тропинина, И.Е.Репина, В. М. Васнецова, М.В.Нестерова, С. Т. Коненкова, А. С. Голубкиной, М.А.Врубеля, А.А.Дейнеки, Ю.И.Пименова, В. И. Мухиной и мн. др.
Ответственной за сохранность эвакуированных ценностей Третьяковской галереи отвечала Мария Модестовна Колпакчи (1892-1971). Работа планировалась. Регулярно составлялись планы вскрытия ящиков для осмотра состояния произведений, оформляли протоколы осмотров. Кроме дежурства научных сотрудников, были установлены круглосуточные посты военизированной пожарной охраны и составлено расписание систематических осмотров всех внутренних помещений, включая подвалы и чердаки. Ежедневная хранительская работа перебивалась «…мобилизациями на ту или иную общественную работу, как-то: на заготовку дров для галереи, на постройку новой железной дороги, на стирку и чинку белья для красноармейцев, на огородные работы в 25 км от Перми»,- пишет в воспоминаниях М.М.Колпакчи.
Помимо хранительских функций, она занималась выставочной деятельностью: участвовала в подготовке выставок «Урал в изобразительном искусстве» (1943), «Ленинград в дни блокады» (1943), «Образ В.Ленина в изобразительном искусстве» (1943) «Урал-кузница оружия» (1944). Была инициатором показа персональной выставки Бродского, подготовила работы и каталог, но не было найдено помещение.
Вместе с М.М.Колпакчи за сохранность коллекции Третьяковки отвечал реставратор Иван Васильевич Овчинников. Вместе с научными сотрудниками участвовал во вскрытии ящиков и осмотре работ, совершал поездки в Соликамский филиал Государственного Русского музея для оказания помощи, участвовал в подготовке выставок. Директор Молотовской галереи Н.Н.Серебренников добился разрешения привлечь его для работы с иконописной коллекцией галереи. Овчинникову удалось прочитать имена выдающихся иконописцев строгановского письма - Семена Хромого, Истомы Савина, Никифора Савина и др. Этот факт известный историк искусства и музейный деятель И.Э. Грабарь назвал «…очень важным вкладом в науку о русской иконе…».