Галерея готовится к переезду
Пермская галерея закрыта для посещения. В настоящее время идет подготовка экспонатов к переезду из временных помещений на "Телте" в новое здание на заводе Шпагина. Его строительство завершится, предположительно, в конце 2024 года.
Журнал
научно-популярные истории об искусстве
от сотрудников и друзей Пермской художественной галереи
от сотрудников и друзей Пермской художественной галереи
![](uploads/2020/05/25/R350-350_d6aaee2ba32c393c3cb6c2778bfbd744.jpg)
Художники
Двойной детский портрет кисти Макарова
Двойной детский портрет кисти Макарова...Маша и Соня, написанные крупными мазками, два мотылька-однодневки, выхваченные кистью художника из окружающей их темноты, все еще остаются самыми верными подружками моего детства, смотрящими в окно и торопящимися выскочить в сад, играть в прятки и в догонялки. В моем мире они так никогда и не повзрослели и не стали из прекрасных детей страшными взрослыми...
![](uploads/2019/11/25/R350-350_8c127a3c36fafba87713a878a8e0fd2a.jpg)
История галереи
Отцы-основатели Пермской галереи
История Пермской художественной галереи неразрывно связана с именами Павла Николаевича Серебренникова(1849-1917), Александра Константиновича Сыропятова(1882-1954), Александра Сергеевича Лебедева ( 1888-1937 ), Николая Николаевича Серебренникова (1900-1966). Благодаря этим людям заложены основы не только художественной галереи, но и музейного дела Прикамья в целом.
![](uploads/2019/05/09/R350-350_e39dfe36f8f0b896e1bfb32f24bf1f93.jpg)
Художественная культура Пермского края
Африкан Шанин. К истокам художественного образования в Перми
Африкан Исидорович Шанин (1839-1911) - давно забытый пермский художник, имя которого сегодня упоминается нечасто. А между тем, А.И. Шанин был одним из первых профессиональных художников Перми, довольно известной в городе личностью. Более сорока лет, с 1870 по 1910, он жил и работал в Перми и оставил важный след в развитии художественной культуры нашего города.
![](uploads/2019/05/09/R350-350_6495390c7a0a81f0256676040ba7f1f3.jpg)
История галереи
Пермская галерея в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны, несмотря на сложнейшую ситуацию, государство уделяло огромное внимание культурной политике вообще и спасению художественного национального достояния в частности. Изобразительное искусство считалось орудием идейной пропаганды, средством воспитания патриотизма для защиты Родины.
![](uploads/2019/05/22/R350-350_8605f2e6c88cf7d38c512ac6fe0e0a8d.jpg)
История галереи
Деловая и частная переписка художников с Николаем Серебренниковым в годы Великой Отечественной войны
В статье публикуются деловые и частные письма художников к Н.Н.Серебренникову в годы Великой Отечественной войны, его ответы на обращения и просьбы. Николай Николаевич в те времена был один в трёх ответственных должностях: директор художественной галереи, директор мастерских по изготовлению агитационных плакатов и председатель правления Молотовского отделения Союза советских художников. В этих письмах ярко вырисовывается масштаб личности Серебренникова, оценка его деятельности, отношение к нему рядовых членов Союза художников.
![](uploads/2019/05/15/R350-350_09a6783444df8d253961cdafffdff383.jpg)
История галереи
Первая коллекция
Пермская деревянная скульптура, собранная в экспедициях в начале 20-х годов XX века, стала первой значительной коллекцией художественного музея. В 1925 году в залах галереи была выстроена первая экспозиция Пермской деревянной скульптуры.
![](uploads/2019/05/23/R350-350_07f62342c76a31edc93063c0879bd3f5.jpg)
Художественная культура Пермского края
Река Чусовая в картинах Петра Верещагина
«Архиповка» – название небольшого этюда Петра Петровича Верещагина (1834-1886). Но он отразил начало огромных перемен, которые происходили в 1870-х в далеком Пермском крае. Именно к Верещагину, потомственному пермскому художнику, академику пейзажной живописи обратилось Общество Уральской горнозаводской железной дороги с предложением запечатлеть ландшафты тех мест, по которым пройдет первая в этих краях железная дорога.
![](uploads/2019/06/20/R350-350_75c0f6b460380978d8fd1690836b9e49.jpg)
История галереи
Из первых рук. Дары отцов-основателей в коллекцию галереи
Произведения, подаренные в коллекцию основателями музея, не всегда шедевры изобразительного творчества, но в истории музея всегда имеют особое значение. Дары приобретают статус исторического документа, становятся свидетельством интересов, вкусов и запросов времени, характеризуют происходящие события, нередко, не только в масштабах музея или своего региона.
![](uploads/2019/08/26/R350-350_a262fb9729310301186df3a249cd925c.jpg)
История галереи
Прорыв к прошлому...
Первая экспедиция по сбору церковной деревянной скульптуры на территории Пермского края состоялась в июне 1923 года, через полгода после открытия в Пермском музее художественного отдела. Пермские музейщики начали процесс собирания экспонатов, представляющих, хотя и многовековый, но практически неизвестный и не представленный в музеях пласт отечественной культуры.
![](uploads/2019/10/01/R350-350_0df4566a6c2cc317bcf5ad37d470d857.jpg)
Художники
К 100-летию со дня рождения Геннадия Мясникова
У Геннадия Алексеевича Мясникова - удивительная судьба. Провинциальный паренек из далекой Лысьвы смог достичь мировых высот в своей профессии. Главными слагаемыми его успеха стали талант, профессиональная выучка, но главное – упорств, неустанный труд и никогда не ослабеваемое стремление быть в своем деле лучшим. Г.А.Мясников (1919 -1989) – выдающийся мастер отечественного кинодекорационного искусства, один из тех, чьим трудом и талантом создавалось советское цветное кино.
![](uploads/2019/10/29/R350-350_80005bdf6ebf44aa23918177312cb566.jpg)
История галереи
На восток вслед за богами
В сентябре 2018 года сотрудники Пермской художественной галереи совершили экспедицию в Чердынский район: посмотреть, как сейчас выглядят места, где раньше обитали «пермские боги». Нынче осенью они отправились в восточном направлении – в Чусовской, Лысьвенский и Горнозаводский районы края, откуда Николай Серебренников, создатель коллекции пермской деревянной скульптуры также привез ее знаковые образцы.
![](uploads/2019/11/25/R350-350_9febd25ccbbd6f37bdbf147ca12bf359.jpg)
Художественная культура Пермского края
Декоративно-прикладное искусство Западного Урала. Вт. пол. XX–XXI вв.
Декоративно-прикладное искусство, развивающееся в рамках Пермского отделения Союза художников России, – это целый пласт художественной культуры Прикамья – профессиональной, самобытной, с оригинальными творческими поисками и достижениями. Классически и экспериментально развиваются самые разные направления: резьба по камню, роспись по ткани (батик), ручное ткачество (гобелен), декоративная и станковая керамика, авторское и производственное ювелирное искусство, художественная обработка металла, различные техники художественной эмали, станковый витраж, искусство инсталляции.