Время работы

Журнал

научно-популярные истории об искусстве
от сотрудников и друзей Пермской художественной галереи
Художники

Двойной детский портрет кисти Макарова

Петрова А.
Двойной детский портрет кисти Макарова...Маша и Соня, написанные крупными мазками, два мотылька-однодневки, выхваченные кистью художника из окружающей их темноты, все еще остаются самыми верными подружками моего детства, смотрящими в окно и торопящимися выскочить в сад, играть в прятки и в догонялки. В моем мире они так никогда и не повзрослели и не стали из прекрасных детей страшными взрослыми...
История галереи

Отцы-основатели Пермской галереи

Шматенок Т. Д.
История Пермской художественной галереи неразрывно связана с именами Павла Николаевича Серебренникова(1849-1917), Александра Константиновича Сыропятова(1882-1954), Александра Сергеевича Лебедева ( 1888-1937 ), Николая Николаевича Серебренникова (1900-1966). Благодаря этим людям заложены основы не только художественной галереи, но и музейного дела Прикамья в целом.
Художественная культура Пермского края

Африкан Шанин. К истокам художественного образования в Перми

Казаринова Н. В.
Африкан Исидорович Шанин (1839-1911) - давно забытый пермский художник, имя которого сегодня упоминается нечасто. А между тем, А.И. Шанин был одним из первых профессиональных художников Перми, довольно известной в городе личностью. Более сорока лет, с 1870 по 1910, он жил и работал в Перми и оставил важный след в развитии художественной культуры нашего города.
История галереи

Пермская галерея в годы Великой Отечественной войны

Казаринова Н. В.
В годы Великой Отечественной войны, несмотря на сложнейшую ситуацию, государство уделяло огромное внимание культурной политике вообще и спасению художественного национального достояния в частности. Изобразительное искусство считалось орудием идейной пропаганды, средством воспитания патриотизма для защиты Родины.
История галереи

Деловая и частная переписка художников с Николаем Серебренниковым в годы Великой Отечественной войны

Казаринова Н. В.
В статье публикуются деловые и частные письма художников к Н.Н.Серебренникову в годы Великой Отечественной войны, его ответы на обращения и просьбы. Николай Николаевич в те времена был один в трёх ответственных должностях: директор художественной галереи, директор мастерских по изготовлению агитационных плакатов и председатель правления Молотовского отделения Союза советских художников. В этих письмах ярко вырисовывается масштаб личности Серебренникова, оценка его деятельности, отношение к нему рядовых членов Союза художников.
История галереи

Первая коллекция

Шматенок Т. Д.
Пермская деревянная скульптура, собранная в экспедициях в начале 20-х годов XX века, стала первой значительной коллекцией художественного музея. В 1925 году в залах галереи была выстроена первая экспозиция Пермской деревянной скульптуры.
Художественная культура Пермского края

Река Чусовая в картинах Петра Верещагина

Казаринова Н. В.
«Архиповка» – название небольшого этюда Петра Петровича Верещагина (1834-1886). Но он  отразил начало огромных перемен, которые происходили  в 1870-х в далеком  Пермском крае. Именно к Верещагину, потомственному пермскому художнику, академику пейзажной живописи  обратилось Общество Уральской горнозаводской железной дороги с предложением запечатлеть ландшафты тех мест, по которым пройдет первая в этих краях железная дорога.
История галереи

Из первых рук. Дары отцов-основателей в коллекцию галереи

Шматенок Т. Д.
Произведения, подаренные в коллекцию основателями музея, не всегда  шедевры изобразительного творчества, но в  истории музея всегда имеют особое значение.  Дары приобретают статус  исторического документа, становятся  свидетельством интересов, вкусов и запросов времени, характеризуют происходящие события, нередко, не только в масштабах музея или своего региона.
История галереи

Прорыв к прошлому...

Шматенок Т. Д.
Первая экспедиция по сбору церковной деревянной скульптуры на территории Пермского края состоялась в июне 1923 года, через полгода после открытия в Пермском музее художественного отдела. Пермские музейщики начали процесс собирания экспонатов, представляющих, хотя и многовековый, но практически неизвестный и не представленный в музеях пласт отечественной культуры.
Художники

К 100-летию со дня рождения Геннадия Мясникова

Шматенок Т. Д.
У  Геннадия Алексеевича Мясникова - удивительная судьба. Провинциальный  паренек из  далекой  Лысьвы смог достичь мировых  высот в своей профессии. Главными слагаемыми его успеха стали талант, профессиональная  выучка, но главное – упорств, неустанный труд и  никогда не ослабеваемое  стремление  быть в своем деле  лучшим. Г.А.Мясников  (1919 -1989) – выдающийся  мастер  отечественного кинодекорационного  искусства, один из тех, чьим трудом и талантом  создавалось  советское цветное кино.
История галереи

На восток вслед за богами

Дерягина О.
В сентябре 2018 года сотрудники Пермской художественной галереи совершили экспедицию в Чердынский район: посмотреть, как сейчас выглядят места, где раньше обитали «пермские боги». Нынче осенью они отправились в восточном направлении – в Чусовской, Лысьвенский и Горнозаводский районы края, откуда Николай Серебренников, создатель коллекции пермской деревянной скульптуры также привез ее знаковые образцы.
Художественная культура Пермского края

Декоративно-прикладное искусство Западного Урала. Вт. пол. XX–XXI вв.

Пестова А. И.
Декоративно-прикладное искусство, развивающееся в рамках Пермского отделения Союза художников России, – это целый пласт художественной культуры Прикамья – профессиональной, самобытной, с оригинальными творческими поисками и достижениями. Классически и экспериментально развиваются самые разные направления: резьба по камню, роспись по ткани (батик), ручное ткачество (гобелен), декоративная и станковая керамика, авторское и производственное ювелирное искусство, художественная обработка металла, различные техники художественной эмали, станковый витраж, искусство инсталляции.